Виктор Цой и группа Кино: Семья Виктора Цоя

Биография Виктора Цоя: Ленинградский рок-клуб, «Группа крови» и роковой поворот

День рождения Виктора Цоя

В начале 80-х Цой часто пропадает на квартире у Андрея «Свина» Панова, которого иногда называют первым советским панком. Мальчик-мажор, увлеченный рок-музыкой, прикупил музыкальные инструменты, аппаратуру, и регулярно собирал у себя друзей-музыкантов. Выпивали, общались. Здесь же репетировала группа самого Панова – «Автоматические удовлетворители». Виктор Цой с ними какое-то время тоже играл. И даже съездил однажды с «АУ» на подпольные гастроли в Москву. Но главное, что у Свина он однажды познакомился в Алексеем Рыбиным. Сошлись характерами. И летом 1981 года договорились собрать собственную группу – «Гарин и гиперболоиды». Третьим участником состава был барабанщик Олег Валинский, сосед «Рыбы», но вскоре его забрали в армию. (Сейчас он, к слову, – вице-президент ОАО РЖД).

По легенде, первой песней, которую написал Виктор Цой, стали «Мои друзья» (ну же, подпевайте: «. всегда идут по жизни маршем!»). Впервые он спел ее на дне рождения звукорежиссера Андрея Тропило в ленинградском ресторане «Бриг». Вышел один, под простенькую гитару. Одним из тех, кто просто обалдел от услышанного был первый советский рок-журналист Артемий Троицкий, частенько устраивавший ленинградским музыкантам квартирники в Москве. При его непосредственном участии Цой и Рыба начали мотаться в столицу.

Первый альбом был записан в 1982-м. К тому времени группу, точнее тогда еще дуэт, уже переименовали в «Кино». Название «45» – в честь того, что программа длилась ровно 45 минут, эта одна сторона импортной компакт-кассеты.

Вскоре у соратников по «Кино» возникли некие разногласия. И Цой начинает репетировать с новым гитаристом Юрием Каспаряном. С ним же записан новый цикл песен, который вопреки желанию лидера группы каким-то образом ушли в народ и сегодня известны как второй альбом «Кино» «46».

В 1984 году у «Кино» наконец-то появился полноценный электрический состав, с бас-гитарой и ударными. Записан альбом «Начальник Камчатки». Фурор на втором фестивале Ленинградского рок-клуба. В том же году Виктор Цой женился на Марианне Ковалевой. Их отношений продолжались уже пару лет. Марьяна работала в цирке и взяла на себя внешний вид группы, принося ребятам на первые большие выступления эффектные костюмы с манжетами и стразами. «Киношники» называли тогда себя «новыми романтиками».

В 1985-м у пары родился сын Саша. Ему же папа-музыкант посвятил песню «Саша очень любит книги про героев и про месть». Она вошла в альбом «Это не любовь». Уже после записи сформировался классический состав «Кино», который останется неизменным вплоть до трагедии 1990 года: Виктор Цой (вокал, гитара), Юрий Каспарян (гитара), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Георгий «Густав» Гурьянов (ударные).

1986. На кассетах появляется «Ночь». (Помните – след от ладони на конверте?) Уже потом становится известно, что этот материал записывался еще до альбома «Это не любовь» на студии у Андрея Тропило и сами музыканты не хотели, чтоб он вышел в таком виде. Тем не менее спустя два года «Ночь» выпускает на пластинках официальная советская фирма грамзаписи «Мелодия». Первый официальный релиз! По слухам, альбом на виниле разошелся тиражом в 2 млн. экземпляров. Музыканты не получили от госмонополиста ни копейки, но тем не менее пластинка добавила группе «Кино» популярности.

В том же 1986-м Виктор Цой снялся в фильме Сергей Соловьева «Асса». Ну и известный факт: Сергей Бугаев, исполнивший в этом культовом кино главную роль, одно время тоже играл в «Кино» на барабанах.

1987-й – год съемок фильма «Игла», после выхода которого в широкий прокат Виктор Цой стал по-настоящему культовым персонажем. Кошачья пластика и приемы моднейшего кунг-фу в сценах драк, понятный молодежной публике язык (боже мой, главный герой даже несколько раз отчетливо произнес слово «трахает», в интимном смысле этого слова – немыслимая по тем временам дерзость!), четкая «Группа крови» на финальных титрах. Вернувшись со съемок из Алма-Аты в Ленинград, Цой вместе с музыкантами «Кино» записывает одноименный альбом «Группа крови». Он выходит уже в следующем году, 1988-м. В стране начинается «киномания».

Семья Виктора Цоя

1 ряд – крайний справа Роберт Максимович, отец Виктора; второй справа дядя Леонид.
2 ряд – крайний слева сын Юрия Вадик, в центре дед Цой Сын Дюн справа от него бабушка Ким Хэ Дэн слева прабабушка Анна Васильевна, сидит с ребенком тетя Алла.
3 ряд – крайние справа жена Леонида Вера и дочь Марина рядом дядя Юрий с женой Розой. Третий слева дядя Лев с женой Герой, справа от них сын Юрия Слава.
Второй слева Витя Цой

Роберт Цой – отец Виктора Цоя

Роберт Максимович Цой (родился 5 мая 1938), кореец. Выучился на инженера и переехал из Казахстана в Ленинград, где женился. В семье всегда поддерживались корейские традиции, когда приходили гости, накрывался стол с множеством вкуснейших яств, но женщины за общим столом, по традиции не собирались. Именно Роберт был первым, кто показал и научил своего сына простейшим аккордам на гитаре. Сейчас Роберт Цой живет в Москве со своей новой семьей.
Читать дальше. »

Валентина Цой – мать Виктора Цоя

Валентина Васильевна Цой (8 января 1937 – 28 ноября 2009) была коренной ленинградкой, окончила педагогический институт и преподавала в школе урок физкультуры. К сожалению, Роберт Цой покинул свою семью, когда Виктор еще не достиг совершеннолетия, и женщине пришлось взвалить на свои плечи не только воспитание сына, но и другие бытовые и денежные вопросы. Валентина Васильевна Цой на девятнадцать лет пережила своего легендарного сына и. Читать дальше. »

Александр Цой родился 26 июля 1985 года, его мать Марианна и Виктор Цой прожили вместе не много. Уже когда Александру исполнился год, Виктор ушел из семьи. Однако, развод не был оформлен, и она продолжала жить под фамилией своего супруга. Виктор Цой продолжал активно общаться со своим сыном, мама же стала жить с известным в то время рок-музыканта, по имени Рикошет. Образ жизни, который вел этот человек, не совсем соответствовал идеальным условиям для воспитания ребенка – шумные пьяные вечеринки, громкая музыка, пьяные друзья. Все это, вероятно отразилось на. Читать дальше. »

Марьяна (Марианна) Цой – жена Виктора Цоя

Фанаты Виктора Цоя, идеализирующие образ Последнего Героя русского рока, с прохладцей относятся к личности Марьяны Игоревны Цой, которая является единственной законной женой солиста группы «Кино». Уж очень плохо она вписывается в легенду о гениальном одиноком музыканте в черных одеждах, делая фигуру Виктора Цоя более земной, а народ желает продолжать любить Легенду. К тому же все знают, что семейный союз Марьяны и Виктора распался и ушел из жизни великий музыкант влюбленным в совершенно другую женщину. Читать дальше. »

Наталья Разлогова – последняя любимая женщина Виктора Цоя

Наталья Разлогова родилась в Болгарии, 20-го октября 1956-го года. Она – известный журналист, критик и переводчик. Является сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Но более всего Наталья прославилась как последняя подруга известного музыканта Виктора Цоя.
Детство девочка провела во Франции, поскольку ее отец был дипломатом. В 1979-м году Разлогова закончила Московский государственный университет. Она училась на филологическом факультете, отделении структурной и прикладной лингвистики. Читать дальше. »

Биография Виктора Цоя, личная жизнь, творчество

Биография Виктора Цоя сегодня интересует многих. И это совсем не случайно. Этот человек стал настоящей легендой в нашей стране. Цой Виктор Робертович появился на свет в Ленинграде в 1962 году. Это культовый рок-исполнитель 80-х годов прошлого века, лидер известной группы “Кино”. Биография Виктора Цоя будет представлена в этой статье.

Семья Виктора Цоя, детство будущего музыканта

Виктор Робертович появился на свет в семье Цой Валентины Васильевны, преподавателя физкультуры, и Цоя Роберта Максимовича, инженера. Был единственным ребенком в этой семье Виктор Цой. Национальность, биография его интересует многих поклонников. Насчет национальности можно сказать, что отец его, Роберт Максимович, имел корейские корни. По словам матери, с раннего детства Витя хорошо рисовал и лепил, а также стал играть на гитаре с пятого класса. Он любил классическую литературу, особенно Достоевского.

Художественная школа, первая музыкальная группа

Когда Цой Виктор Робертович, биография которого представлена в статье, перешел в 4-й класс, Роберт Максимович ушел из семьи. Мать, чтобы хоть как-то отвлечь своего сына, отвела мальчика в художественную школу. Виктор с 1974 по 1977 год занимается в ней. Именно в это время появляется группа под названием “Палата № 6”, лидером которой был Максим Пашков. Так начинается творческая биография Виктора Цоя.

У Виктора были способности к рисованию, однако привлекала его лишь музыка. Он сдружился в школе с Максимом Пашковым, любившим, так же как и он, слушать Beatles и Элвиса Пресли. Они вместе начали играть на гитарах, вскоре ударник присоединился к ним. Не хватало для полноценной группы бас-гитары. Тогда они скинулись и приобрели в комиссионке этот инструмент. “Слонолуние”, первый альбом, имел очень посредственное звучание, однако ребята были довольны своим первым сборником.

Училище им. Серова

В художественное училище им. Серова Цой поступил в 1977 году. Однако, вместо того чтобы рисовать различные агитационные плакаты, предпочитал все свое время посвящать игре на гитаре. Он исполнял в основном песни Black Sabbath, а также Deep Purple. Кроме того, он играл несколько собственных мелодий. Борис Гребенщиков вспоминал, что когда услышал впервые композицию “Мои друзья”, был потрясен. В ней отразилась вся жизнь этого времени. Прекрасная музыка, беспредельное веселье, за которыми стояли грусть и безысходность. После того как Виктор Цой был исключен из художественного училища им. Серова за неуспеваемость, он поступает на специальность резчика по дереву.

Квартирники

Два бездельника слонялись по питерским подворотням и улицам. Они устали от постоянных запретов, поэтому решили пойти против них, жить так, как хочется им. Этими двумя были участник группы “Пилигримы” Алексей Рыбин и Виктор Цой, который играл в “Палате № 6” на бас-гитаре. Они заходили в гости к Свину или Майку (“Зоопарк”). Свин был в то время главным панком Ленинграда. “Автоматические Удовлетворители” репетировали у него на квартире.

Первые квартирники Цоя проходили там же. Приобретя небольшую известность, А. Рыбин и В. Цой в составе группы “Автоматические Удовлетворители” ездили в Москву, играли на квартирниках А. Троицкого панк-рок. Во время очередной поездки Цоя, который пел с компанией под гитару в электричке, его заметил Б. Гребенщиков. Он предложил музыканту поддержку и помощь не только со своей стороны, но также Курехина, Тропилло и остальных его друзей.

Запись первого альбома

В 1981 году, летом, Цой, Рыбин и Валинский основали новую группу под названием “Гарин и Гиперболоиды”, которая была принята в Ленинградский рок-клуб уже осенью. Валинский вскоре идет в армию, а сменившая название на “Кино” группа начинает работать над своим дебютным альбомом. Под руководством Б. Гребенщикова они записывались в Доме Юного Техника на студии Тропилло. Принимали участие в записи все музыканты из “Аквариума”.

Группа “Кино” вскоре выступала уже на фестивале рок-клуба со своим первым концертом. Под драм-машину проходило это выступление. С гитарами на сцену из-за кулис под композицию “Когда-то ты был битником” выскочили Панкер, Майк и БГ. Альбом был завершен полностью к лету. Он занимал по времени звучания 45 минут. Название “45” возникло именно отсюда. Однако позже была убрана из окончательного варианта композиция “Я – асфальт”. Эта песня есть в переиздании данного альбома, в котором она прилагается как бонус-трек.

Первая известность группы “Кино”

Медленно, но верно запись стала расползаться по всей стране. О группе “Кино” заговорили. Пошли квартирники один за другим, а также гастроли по Ленинграду и Москве. “Кино” осенью записывает вместе с барабанщиком из группы “Зоопарк” несколько песен в студии Кускова, в том числе такие хиты, как “Последний герой” и “Весна”.

Читайте также:  Лифчик без лямок — купить невидимые бюстгальтеры без бретелек в Москве. Продажа силиконовых лифчиков без

В то время запись эта была забракована, поскольку Виктор Цой забрал себе ленту, и она не получила распространения.

Альбом “46”

Совместный концерт групп “Аквариум” и “Кино” проходит 19 февраля 1984 года. Музыканты исполнили “Алюминиевые огурцы”, “Троллейбус”, “Электричку”. Были приглашены в основной состав Густав и Каспарян. Из-за разногласий с Виктором Цоем весной Алексей Рыбин покидает “Кино”. Совместные репетиции группы с новым гитаристом проходят летом. Результатом становится запись альбома “46” Цоя и Юрия Каспаряна. Вначале он был задуман как демо-запись другого альбома (“Начальник Камчатки”). Но А. Вишня скинул его на несколько пленок, в результате чего широкое распространение получил “46” и воспринят был как отдельный альбом.

Психиатрическая больница

Биография Виктора Цоя включает следующий любопытный эпизод. Этот музыкант осенью 1983 года лег в психиатрическую больницу на обследование. Он провел здесь полтора месяца, избегая, таким образом, призыва в армию. Виктор Цой написал там “Транквилизатор”, отразивший пережитый опыт, после чего весной следующего года принял участие во втором фестивале, проводимом рок-клубом. Участники “Кино” получили на нем лауреатское звание. Открывшая фестиваль песня под названием “Безъядерная зона” была признана лучшей на фестивале антивоенной песни.

Новые альбомы

В 1984 году, 4 февраля, Виктор и Марьяна, его возлюбленная, играют свадьбу. На нее были приглашены Майк, Гребенщиков, Каспарян, Титов, Гурьянов и другие. В студии “Антроп” летом 1984 года начинает записываться “Начальник Камчатки”. Кроме Виктора, в записи этого альбома приняли участие Сергей Курехин и Б. Гребенщиков.

Участники “Кино” весной 1985 года получили еще одно звание лауреата. Музыканты начали писать “Ночь” в студии А. Тропилло. Затянулся процесс записи из-за желания сделать новую музыку, а также изменить приемы игры. Никак не получался этот альбом. “Ночь” Виктор бросил недоделанной, после чего в студии Вишни начал записывать “Это не любовь”. Чуть больше, чем за неделю, был сделан этот альбом. Сведен он был к осени и сразу же разошелся по стране. А в 1986 году выходит “Ночь” с такими хитами, как “Видели ночь” и “Мама-анархия”.

Растущая популярность Цоя

Популярность Цоя растет вместе с выходом этой пластинки. Постепенно становится легендой отечественного рока Виктор Цой. Биография его дополняется новыми важными событиями. На четвертом фестивале рок-клуба, в феврале, группа “Кино” была удостоена диплома за лучшие тексты. У Цоя в 1985 году, 5 августа, родился сын Саша.

Работа в котельной и участие в съемках фильмов

Все участники группы летом уезжают на съемки фильма “Конец каникул” в Киев. Они дают чуть позже концерт совместно с “Алисой” и “Аквариумом” в Москве, в ДК МИИТ. “Красная волна” в США выходит с этими же группами. Виктор осенью 1986 года начинает работать машинистом в котельной под названием “Камчатка”. Отсюда вышли многие известные рок-музыканты. Рашид Нугманов в ней организовал съемки “Йя-хха” (короткометражки). Здесь же снимался фильм Алексея Учителя “Рок”. В обеих картинах принимал участие Виктор Робертович. Биография Виктора Цоя отмечена съемкой еще в одной картине. Осень и зиму 1986 года он проводит, участвуя в качестве актера в создании фильма “Асса” (режиссер – Сергей Соловьев) в Ялте.

“Кино” за границей

Концертными событиями богата весна 1987 года. В это время была премьера в ДК МЭЛЗ “Ассы”, а также последнее участие “Кино” на фестивале, проводимом рок-клубом, где эта группа получила награду “За творческое совершеннолетие”. Впервые “Кино” выезжает за границу, во Францию, где выходит альбом “Последний герой”.

На студии Yamaha MT44 начинается запись сборника под названием “Группа крови”. Виктор осенью улетает в Алма-Ату к Рашиду Нугманову на съемки фильма “Игла”. Группа “Кино” в связи с этим доработала “Группу крови”, а также прекратила на время концертную деятельность. “Группа крови” и “Игла” выходят в 1988 году. Они породили “киноманию”: “под Цоя” стриглись тысячи подростков, учились играть на гитарах, одевались в черное.

Триумфальные гастроли

Триумфальные гастроли Виктора Цоя начинаются по Белоруссии, Украине и России – на всех концертах группа “Кино” собирает аншлаги. Публика крайне активно ведет себя на концерте, посвященном памяти А. Башлачева. Администрация пытается остановить концерт, однако Виктор Цой доводит до конца выступление. За это группе запретили на целый год выступать в Москве.

Новые успехи Цоя

В 1989 году записывается “Звезда по имени Солнце”, альбом, который выходит осенью. Цой с Каспаряном ездили летом на гастроли в США. “Игла” тем временем выходит в прокате СССР на первое место. Виктора Цоя на одесском кинофестивале “Золотой Дюк” признают лучшим актером. “Кино” в начале 1990 года ездят с многочисленными гастролями за рубеж, включая Японию. Альбом “Последний герой” выходит во Франции.

Последний концерт

Последний концерт “Кино” состоялся в июне 1990 года на арене Лужников в Москве. Цой с Каспаряном после выступления уединились под Юрмалой на даче, где начали записывать под акустическую гитару материал для своего нового альбома. Никто и не предполагал, что совсем скоро погибнет Виктор Цой, биография и творчество его оборвутся так рано.

Автокатастрофа

Однако роковому событию суждено было случиться. Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году, 15 августа, под Тукумусом (недалеко от Риги). Виктор возвращался в Юрмалу с ночной рыбалки и находился за рулем “Москвича”. Он заснул, согласно одной из версий, после чего его машина столкнулась с автобусом. Виктор Робертович 19 августа был похоронен в Ленинграде, на Богословском кладбище. Такова, вкратце, биография Виктора Цоя. Фото его также представлено в этой статье.

Музыканты “Кино” после смерти Виктора решили выпустить последний сборник. “Черный альбом” вышел в декабре 1990 года с посвящением Виктору Цою. Группа перестала существовать.

Личная жизнь Виктора Цоя

Многие поклонники интересуются всем, что связано с таким человеком, как Виктор Цой. Биография, личная жизнь, творчество, слухи и легенды – все им интересно. Мы рассказали кратко о творчестве и биографии этого музыканта. Скажем пару слов и о его личной жизни. Виктор женился в 1984 году на Марьяне, которая работала администратором группы “Кино” с 1982 года. В 1985 году, 5 августа, родился Александр, сын Виктора Цоя.

Биография музыканта отмечена следующими основными событиями на личном фронте. За несколько лет до гибели музыканта пара рассталась, однако официально они не разводились. Причиной расставания послужило то, что Виктор увлекся другой женщиной.

Во время съемок “Ассы” Цой познакомился с киноведом и переводчицей Натальей Разлоговой. Он стал постепенно отдаляться от супруги. Все закончилось, по словам Марьяны, когда Виктор сообщил ей, что влюблен. Он ушел, собрав вещи. Цой переехал в конце 80-х годов к Наталье в Москву. Эта девушка стала его последней любовью.

Марьяна Цой, вдова Виктора, скончалась в 2005 году, 27 июня, после продолжительной тяжелой болезни.

Заканчиваем наш рассказ о таком великом человеке, как Виктор Цой. Биография краткая, конечно, всех подробностей его жизни и творческого пути не описывает. Для осуществления этой задачи необходимо написать целую книгу. Но мы надеемся, что после прочтения нашего материала у вас сложилось представление о том, каким человеком был Виктор Цой. Биография, краткое содержание которой осталось в памяти, поможет вам лучше понять творчество этого великого музыканта. Ведь в искусстве всегда так или иначе отражается жизнь автора, особенности эпохи, в которой он творит. В этом смысле Виктор Цой – не исключение.

Виктор Цой

Биография

Виктор Цой является феноменом российской рок-музыки. Лидер рок-группы «Кино», музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.

Виктор Цой

Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.

Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную всенародную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен – такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.

Детство и юность

Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя – Цой Максим Максимович), дедушка Виктора Цоя по отцу, родился в Корее. Несмотря на корейские корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).

Виктор Цой в детстве

С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.

Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».

Виктор Цой в юности

Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На оставшиеся три рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляшей.

После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.

Виктор Цой в молодости

Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. Музыкант нередко вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.

Музыка

В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.

Виктор Цой и Майк Науменко

Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.

Виктор Цой – “Восьмиклассница”

Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Виктор Цой – “Война”

На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».

В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.

Читайте также:  Цистит у женщин - симптомы и лечение народными средствами

Виктор Цой и группа “Кино”

1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.

В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.

Виктор Цой – “Группа крови”

После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.

Виктор Цой – “Звезда по имени Солнце”

Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.

В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.

В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.

Виктор Цой – “Кукушка”

«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.

Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале – «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.

Виктор Цой – “Перемен!”

На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.

«Музыка должна охватывать: она должна, когда надо – смешить, когда надо – веселить, а когда надо – и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».

Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.

Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:

«Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов».

Фильмы

Кинодебютом Виктора Цоя как актера кино стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера Алексея Учителя, своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.

Виктор Цой в фильме “Игла”

Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора Цоя стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-киноактера составила четырнадцать фильмов, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть «эпохи перемен».

Виктор Цой в фильме “Асса”

Это знаменитая «Асса» кинорежиссера Владимира Соловьева, картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл Петр Мамонов. Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучшего актера года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».

Личная жизнь

В старших классах Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал музыкант. Марианна была на три года старше музыканта. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.

Виктор Цой с женой и сыном

Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Александра. В будущем Александр Цой также станет рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора Цоя, больше у певца детей не было. Жена Цоя взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.

В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Натальей Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, а новые отношения в итоге привели к разрушению семьи. Как потом вспоминала Марианна в интервью, они с Натальей оказались разными по характеру женщинами. Марианна воплощала собой «вулкан страстей», а Наталья оставалась «неприступной скалой».

Виктор Цой и Наталья Разлогова

Официально пара не разводилась, и после смерти музыканта Марианна взяла на себя организацию выпуска последних его записей, а также неизданных материалов. Вдова Виктора Цоя в 1999 году получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете, где изучала японский язык. Женщина увлеклась переводами с японского, английского.

Накануне нового столетия у нее обнаружился рак. После удаления опухоли в груди врачи обнаружили онкологическое образование и в головном мозге. Поняв, что ничего уже сделать нельзя, Марианна Цой уехала домой умирать. Последние три месяца за ней ухаживали мать и супруг Александр Аксенов, более известный под сценическим псевдонимом Рикошет.

Смерть

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.

Разбитый “Москвич” Виктора Цоя

Долгое время ходили слухи, что музыкант не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти до сих пор будоражит российское общество.

Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.

Могила Виктора Цоя

На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от могилы певца похоронена жена Виктора – Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.

После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».

Памятник Виктору Цою в Санкт-Петербурге

На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 2 метра 30 сантиметров. За основу скульпторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.

Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».

Память

Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.

Константин Кинчев – “Спокойная ночь”

В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители.

Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.

В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась Стена Цоя. В Москве поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями стену дома № 37 по Арбату (Кривоарбатский переулок Москвы). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти станет одной из главных достопримечательностей российской столицы.

Стена Виктора Цоя в Москве

Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.

В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой `Кино`» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман» (до этого времени не издававшаяся). Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.

Кадр из драмы Кирилла Серебренникова о Викторе Цое “Лето”

Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка – Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.

Каждые пять лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь очередной юбилейной даты на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту бы исполнилось 55 лет.

Александр Цой: «Не хочу, чтобы имя отца служило раздору и разжиганию»

Цой-младший — о предстоящих концертах «Кино», дефиците идеализма и ЦРУ

Александр Цой. Фото: Слава Филиппов

  • Одно из главных музыкальных событий наступившего года — осенние концерты группы «Кино» в Питере и Москве. Спустя тридцать лет — впервые. Уже опубликованы видео с репетиций: не сочтите за кощунство, но никогда за всю историю группы, ни в студийном, ни в концертном вариантах, она не звучала так мощно. Другие времена, другие технологии. Плюс огромный опыт музыкантов. Трое участников оригинального состава и их коллеги по сцене находятся в идеальной форме. О том, как это будет, рассказывает Александр Цой, продюсер проекта, сын Виктора Робертовича.

    Как появилась идея через тридцать лет снова вывести этих людей на сцену?

    — Так вышло, что я никогда в жизни не был на концерте «Кино», а мне хочется. Не только я — выросло несколько поколений, которые не слышали эту группу вживую. А песни востребованы, их по-прежнему любят. Единственный способ пойти на такой концерт — сделать его самому.

    Справка

    Александр Викторович Цой (1985 г.р.), музыкант, дизайнер-оформитель, продюсер и автор видеоэффектов проекта «Симфоническое кино», лидер группы «Ронин».

    И сразу на вас посыпались упреки: все это ради денег.

    — Звучит странно, учитывая, что над проектом работают люди из «ДДТ», «Аквариума», «Алисы», Юрий Каспарян, который в «Ю-Питере» играл. Мне не кажется, что ребята очень нуждаются, они не производят такого впечатления. Я тоже мог бы этого не делать, я нормально себя чувствую в финансовом плане. Плюс ко всему это большая работа, она уже заняла год и займет еще почти столько же. И огромный бюджет — десятки миллионов рублей.

    Юрий Каспарян. Скриншот видео

    — А что с вокалистом? Это одна из главных странностей: как возможен концерт группы «Кино», если в ней не поет Виктор Цой?

    — А он поет. Мы вытащили его вокал из старых песен. Сохранились многоканальные записи поздних альбомов, надо было их только оцифровать. Это сложная техническая задача, но мы с ней справились. Хуже с ранними песнями, там мы изолируем вокал из микса, из мастер-фонограмм, современные технологии позволяют это сделать. И есть акустические версии, там все проще, поскольку звучат только голос и акустическая гитара. Потом из очищенных вокалов собирается финальный вокальный дубль.

    Читайте также:  Антибиотики при тонзиллите

    Давайте повторим еще раз, а то люди переживают: никто не будет петь вместо Цоя.

    — Никто не будет петь вместо Цоя. Только его голос, он сам на экране и участники группы «Кино» на сцене — Тихомиров, Титов, Каспарян. К сожалению, уже нет на свете Георгия Гурьянова, но есть Олег Шунцов, который играет в проекте «Симфоническое кино» и суперщепетильно снял все барабанные партии. Дмитрий Кежватов из группы «Тараканы!» будет играть на акустике гитарные партии, это как раз партии Цоя.

    Игорь Тихомиров (слева) и Александр Титов. Скриншот видео

    Чисто музыкально это «Кино» отличается от классического?

    — Немножко. Мы ориентировались не на студийные, а на концертные версии. И, конечно, это концерт группы «Кино», как он прозвучал бы в 2020-м. Не стилизация под 80-е.

    Как думаете, почему эта музыка все еще нужна людям? Прошло ведь уже столько лет.

    — Каким-то образом им удалось сделать ее совершенно вневременной. Слушаешь альбом «Группа крови», а он все еще моднейше звучит. И масса интересных находок, нюансов, только кажется, что песни простые. Музыкальная палитра очень разнообразна. Можно уловить там и кантри, и рэгги, и что угодно. А в целом — в будущее смотрящая музыка, танцевальная, легкая. Не слишком характерная для русского рока. Не исповедальная, без надрыва.

    Участники группы «Кино». Фото из фейсбука Александра Титова

    Что думаете о фильме «Лето»?

    — Прикольное кино, в котором авторам совершенно не удалось уловить суть вещей. Вроде бы реальные персонажи, но, к сожалению, к своим прототипам они никакого отношения не имеют. Если абстрагироваться от этого, фильм сам по себе неплохой. Романтичный, добрый, масса прикольных моментов. Если бы персонажей звали не Майк и Цой, а как-то иначе, вообще никаких вопросов. Но я понимаю, что авторы и не ставили перед собой задачу реалистично отобразить что-либо, они снимали фантазию на тему. Почему бы и нет?

    Читайте также

    Вот оно какое наше «Лето». В Каннах состоялась мировая премьера фильма о любви и о свободе — режиссера Кирилла Серебренникова. Сам он под арестом

    Вам показывали сценарий?

    — И даже предмонтаж. Я посмотрел, сказал, что все ок, в худшем случае фильм не понравится кому-то, но никакого кощунства, никакой пошлятины там не вижу.

    А чем закончилась история с депутатом Федоровым, который внезапно заявил, что все песни Цоя написаны в ЦРУ с антисоветскими целями?

    — Ничем. Мы написали в Следственный комитет и Комитет Госдумы по этике, но ни те, ни другие не нашли в его словах нарушений.

    Интересно, если бы я заявил, что все решения за депутата Федорова принимаются в ЦРУ, что бы они со мной сделали? А Федоров слился.

    Попытался сделать вид, что его неправильно поняли. Так что, в принципе, цель достигнута.

    — В Думе произносят много глупостей, но вы спикировали именно на эту. Вам она показалась как-то особенно оскорбительной?

    — Просто не хочу, чтобы имя отца служило раздору и разжиганию ненависти. Все-таки искусство, музыка должны объединять, а не разделять. Тем более группа «Кино», которая всегда была общим знаменателем для самых разных людей. Так нагло ее использовать в собственных политических интересах некрасиво, по-моему. Знаете, я никому не отказываю в разрешении исполнять песни «Кино» или делать каверы, кроме политизированных людей. Если там за что-то или против чего-то и только об этом, если люди изначально пытаются прилепить песню к своей повестке. Оппозиция это или официоз — все равно. Для меня эта музыка про другое, про внутреннее.

    Александр Цой. Фото: Слава Филиппов

    Все стали большими прагматиками за последние 30 лет. Это к вопросу о внутреннем. А Цой и его друзья были в чистом виде идеалисты. Теперешним молодым этого не хватает, по-моему, они испытывают дефицит идеализма в обществе, в атмосфере. Отсюда и неиссякающий интерес к этой музыке. Своего-то такого нет.

    — Но и сейчас пишут много искренних вещей, просто они более тонким слоем размазаны. Да, к сожалению, культура успеха и достатка существует сегодня на равных с чистым творчеством. Лимитированные кроссовки, невероятное количество подписчиков и дорогая реклама в инстаграме — вот это вот все. Поколение инфлюенсеров подменило поверхностным успехом собственно творческий продукт. Мне это совсем не близко и не интересно. Я в этом отношении старообрядчески консервативный человек, мне хочется для вечности что-то сделать.

    Читайте также

    «Он записал себе в соратники всех — от Киры Муратовой до Христа». Автор первой биографии Егора Летова — о юбилее «Гражданской обороны»

    А где обещанная Гребенщиковым «молодая шпана»? Прошло тридцать лет, но в топе все те же люди.

    — Имеет место демографическая музыкальная яма из-за 90-х, когда в принципе невозможно было раскрутить ничего нового, у людей были другие заботы, не было толком ни пиара, ни индустрии. Только сейчас добираются до больших площадок музыканты, которые были популярны, когда я был школьником. Потихонечку группы, которые тогда были клубными, стали играть на «Нашествиях» и в тысячных залах. Взять группу «Тараканы!»: люди, которые их слушали в школе, сейчас могут позволить себе VIP-билеты, но для этого должно было пройти время, те самые тридцать лет. Есть, конечно, какой-нибудь «Блэк Стар Рекордс», артисты, которые довольно быстро, почти мгновенно пробрались к стадионным площадкам. Но цену этому успеху мы знаем, это не навсегда. Они быстро появляются и так же быстро уходят.

    — Вам 34. Расскажите о своем поколении, о людях, родившихся в 80-е. У вас ведь общий опыт — тинейджерство в 90-е.

    — Мы все немножко не наигрались, потому что было особо не во что. Мы чуть больше ценим наступившие позже комфорты и кайфы.

    Мы последнее поколение, которое застало жизнь без интернета, еще помним дисковые телефоны и поездку за билетами на вокзал. И не перестаем удивляться тому, как стало красиво и удобно.

    На телефоне ты разруливаешь все свои дела на ходу — это чудо какое-то.

    Что чувствуете, когда видите надпись на заборе «Цой жив»?

    — У меня была идея когда-то сделать татуировку на шее — «Жив». Но это ирония, шутка. В этих надписях и проявляется дефицит идеализма, о котором вы говорили: людям важно верить, что Цой еще с нами.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Легенды 1980-х: группа «Кино», или История о том, как рождалась музыка вне времени

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Однажды летом 1981 г. участники двух ленинградских бит-групп «Палата № 6» и «Пилигрим» поехали отдыхать в Крым. И там у них возникла идея о создании общей группы под названием «Гарин и гиперболоиды». По возвращении в Ленинград барабанщик Олег Валинский, гитарист Алексей Рыбин и бас-гитарист и автор песен Виктор Цой приступили к репетициям, но Валинского вскоре призвали в армию, и трио превратилось в дуэт.

    В 1982 г. участники группы познакомились с Борисом Гребенщиковым, который предложил им совместно поработать на студии. Так появилась группа «Кино». Название было выбрано по принципу краткости, емкости и «синтетичности», то есть искусственности. Распространенность и легкость в произношении сыграли при этом гораздо большую роль, чем смысловая нагрузка.

    В начале 1980-х гг. эту группу можно было услышать только на квартирниках, а в 1982 г. «Кино» записали дебютный альбом «45» (он был назван по общей продолжительности в минутах). В записи молодой группе помогали музыканты группы Гребенщикова «Аквариум». В то же время началась активная концертная деятельность. Осенью 1982 г. группа записывается на студии Малого драматического театра, но эту запись выпустят лишь 10 лет спустя под названием «Неизвестные песни Виктора Цоя».

    В начале 1983 г. у Рыбина и Цоя возникли разногласия: Рыбину не нравилось безоговорочное лидерство Цоя, а тот в свою очередь был недоволен тем, что Рыбин исполняет его песни на квартирниках. Лидерские амбиции обоих участников группы стали причиной того, что их сотрудничество прекратилось. Позже Рыбин выступал с группой «Футбол», занимался продюсированием и даже написал книгу «Кино с самого начала».

    В 1984 г. к Виктору Цою присоединились гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов и барабанщик Георгий Гурьянов. В этом составе группа записала альбомы «Начальник Камчатки», «Ночь» и «Это не любовь». Популярность группы росла, число концертов увеличивалось, и Титов больше не мог совмещать работу в «Кино» и в «Аквариуме». На его место пришел джазовый гитарист Игорь Тихомиров, и в этом составе коллектив работал до самого конца.

    В 1986 г. «Кино» совместно с «Аквариумом» и «Алисой» выпустили общий сплит-сборник под названием «Red Wave» («Красная волна»). Этот альбом был вывезен из СССР контрабандой и распространен в Калифорнии количеством в 10 тысяч экземпляров. Это был первый релиз советской рок-музыки на Западе.

    Но настоящая популярность пришла к Виктору Цою и группе «Кино» после того, как они снялись в фильме Соловьева «Асса», а затем в «Игле» Нугманова. Песня «Перемен!» стала гимном бунтующего поколения конца 1980-х гг. В 1897 г. вышел альбом «Группа крови», который критики назвали наиболее цельной и зрелой работой «Кино». На популярности группы позитивно сказалась и смена имиджа: если раньше в их репертуаре преобладали лирические песни, то в этот период на первый план вышли остро социальные темы и героический пафос, а также ритмическое однообразие и лаконизм инструментальных партий.

    В конце 1980-х гг. началась настоящая «киномания». Группа выступает не только в СССР, но и за рубежом. В 1989 г. вышел альбом «Звезда по имени Солнце», группа «Кино» сняла несколько видеоклипов, которые попали в ротацию ведущих телеканалов страны. Казалось бы, впереди их ждут блестящие перспективы. В конце года с ними стал сотрудничать продюсер Юрий Айзеншпис. Группа должна была стать первой советской группой, вышедшей на международный уровень, – планировались концерты в Японии, Европе и США.


    Запись нового альбома планировалась во Франции, но перед этим участники группы после выступления в «Лужниках» разъехались летом отдыхать. 15 августа 1990 г., возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой разбился в автокатастрофе. Его смерть стала шоком для фанатов. С уходом Цоя группа фактически прекратила свое существование, хотя они завершили и выпустили запланированный альбом.

    Песни группы «Кино» остаются популярными и по сей день. В 2000 г. был записан двойной трибьют-альбом кавер-версий «Кинопробы», исполненных известными рок-группами. Он сопровождался масштабными концертами, которые прошли с огромным успехом. В 2010 г. прошел фестиваль «20 лет без «Кино».


    А о гибели Виктора Цоя разные версии и предположения высказывают до сих пор.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Ссылка на основную публикацию