Методики раннего развития детей – методика Зайцева

Обучение детей по методике Зайцева + кубики и книги

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) – обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. “Письмо. Чтение. Счет” (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу – Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы

Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода

  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для правшей (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

Методика раннего развития Н.Зайцева
материал на тему

Методические материалы и рекомендации для использования в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_rannego_razvitiya_detey_n._zaytseva.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методика раннего развития детей.

Методика Николая Зайцева

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на разви­тие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку совре­менная наука признает раннее детс.

Автор представил доклад для педагогов, который может быть интересен и родителям. Кратко рассматриваются основные методики обучения грамоте детей младшего возраста, их преимущества и недостатки.

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая.

В материале представлен отчет о работе творческого объединения раннего развития детей за учебный год.

В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития.

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль.

В данной статье говорится о выборе методик раннего развития детей и о том, действительно ли, они так полезны для детей. Статья будет полезна родителям, педагогам раннего развития, учителям-дефектолога.

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Урок обучения чтению по Зайцеву

К сожалению, готовые пособия методик Николая Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие, поэтому не каждая мама может ими пользоваться. Но выход есть: изготовить своими руками одно из пособий, которое представляет собой карточки с буквами. Это будут домик короля, домик королевы и карточки-согласные.

Домик короля: А, О, У, Ы, Э.

Домик королевы: Я, Ё, Ю, И, Е.

Карточки из домиков короля и королевы надо вырезать и соединить вертикально (т. е. в столбик в том порядке, в котором они напечатаны). Затем (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны оклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс — лист фанеры или плотный картон — и обтянуть фланелью. Теперь домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске.

Как играть с малышом?

Придумайте сказку о короле и королеве, о буквах, живущих в домиках. К примеру: «Жили-были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были непростыми, все они очень любили петь» и т. д.

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).

Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не надо бояться, что у вас нет слуха, малыш все равно считает, что мама поет лучше всех.

Когда эти гласные в домиках усвоены, нужно вырезать и изготовить карточки-согласные: Б, К, М, П.

Можно взять, например, Б и распределить ее по домикам: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — бя, бё, бю, би, бе. Затем так же распределить и остальные буквы: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ — мя, мё, мю, ми, ме и т. д.

После можно подставлять буквы справа и слева от домиков: БАМ, БОМ, БУМ и т. д., то же самое проделывать и с остальными согласными буквами (изготавливать карточки, «катать» их по домикам, подставлять к другим складам). Это вроде бы на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, по которой можно научиться читать за несколько уроков. Малышам, естественно, для усвоения материала потребуется больше времени.

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

МЕТОДИКА НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА

На сегодня существует множество педагогических методик. Родители, для которых интеллектуальное развитие собственных детей не является пустым звуком, теряются перед разнообразием систем и технологий обучения. Большое количество предложений – это неплохо, есть вероятность сделать оптимальный выбор. Но с другой стороны, сначала нужно понять, как работает та или иная методика. Сегодня мы расскажем вам о методике Николая Зайцева.

Кто такой Николай Зайцев?

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.

Основные принципы методики Зайцева

Методика Зайцева имеет следующие основные принципы:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  • Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учет физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах, которые вы можете встретить в продаже, могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу, из которых изготовлены, и наполнителям. Это 52 кубика, в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например, как мама.

Склад, в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом, ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом учился выговаривать первые слова. Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Особенность кубиков:

  • Они могут быть деревянные или железные. И неспроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные голубые, согласные синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) обозначены зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Методика обучения чтению

Методика чтения Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как слог, который представляет собой пару громкий + согласный, а также согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком, плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о Зайцевских кубиках, на которые нанесены слоги.

В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает – идти от простого к сложному.

Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики звучат по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Николай Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для золотых – звонкий.

Математика за Зайцевым

Сначала дети учатся считать от 0 до 100. В этом малышам помогает разноцветная лента, на которой кружочками, квадратиками или специальной матрицей нанесены числа. Матрица наглядно демонстрирует число относительно 100. Например, 65 – это 65 закрашенных карточек, а еще оставшиеся 35 карточек не окрашены.

Следующая ступень после освоения азов сложнее. Дети учатся складывать числа, вычитать, оперировать трехзначными числами. Для этого используют кубики во время чтения, а также специальные таблицы, игровые наборы.

Для какого возраста подходит методика Николая Зайцева?

Система также не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению.

Преимущества методики

    • могут учиться дети младших возрастных групп 3-5 лет;
    • игровая форма обучения интересна маленьким детям;
    • первые результаты появляются уже через несколько занятий;
    • дети быстро запоминают склады и начинают читать;
    • ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах;
    • методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании;
    • можете обучаться в своем заданном темпе;
    • довольно простой и наглядный материал.

Недостатки методики

  • отсутствует развитие творческих способностей;
  • могут возникнуть сложности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо;
  • методика больше подходит детям, у которых правое полушарие мозга развито лучше;
  • в школе вам придется переучивать ребенка, так как малыш, используя в составе слова склады, не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться;
  • методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители;
  • для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев);
  • некоторые дети проглатывают окончания в словах.

Зайцев и его методика произвели настоящий фурор в области развития интеллектуальных особенностей ребенка. Выдающийся ученый Николай

Зайцев внес неоценимый вклад в развитие педагогики. С помощью его разработок дети быстро обучаются чтению и счету, но этого мало для реализации умственного потенциала детей.

Методики раннего развития детей: Монтессори, Доман, Лупан, Зайцев

Мария Монтессори, Николай Зайцев, Борис и Лена Никитины, Сесиль Лупан, Глен Доман и Елена Данилова — авторы знаменитых методик раннего развития малышей. Давайте рассмотрим, что же они предлагают? Какие плюсы и минусы есть в каждой из методик? Читайте в нашем обзоре.

Педагогическая система Монтессори

Разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Изначально система применялась к умственно отсталым детям дошкольного возраста. Монтессори добилась поражающих результатов, и методика была взята на вооружение многими педагогами разных стран мира.

Основные принципы:

  • Каждый ребенок — это уникальная, неповторимая личность, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.
  • Принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не взрослые указывают ему на них.
  • «Помоги мне сделать самому» — основной принцип занятий системы Монтессори.

Что должна сделать мама:

Мама в роли учителя — забудьте об этом! Вы всего лишь наблюдатель. И единственная ваша задача — подготовить рабочее место для малыша и один раз показать, как делать. Как только ребенок раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Лучше всего методике Монтессори обучать детей в небольших группах. Тогда они дополнительно приобретут навыки общения. Так как каждый материал в рабочем кабинете есть только в одном экземпляре. Поэтому если в нем нуждаются сразу два ребенка, у них возникает необходимость договориться об очередности.

Четыре основных рабочих зоны

Сенсорная

Здесь расположены материалы, развивающие зрение, осязание, вкус, обоняние, слух.

Это подготовительный этап для малыша. Здесь он научится отличать тяжелое от легкого, горячее от холодного, мягкое от твердого.

Математика

Здесь находятся предметы, удобные для счета. Малыш, играя, быстро учится считать. А затем и выполнять математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление.

В этой зоне малыш знакомится с буквами. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Космическое воспитание

Полноценное развитие личности не может произойти, если ребенок не воспринимает целостную картина мира. В доступной форме малыш знакомится со строением человека, географией, историей, растениях и животных.

Плюсы:

  • Ребенок рано учится самостоятельности;
  • Развивает внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику;
  • Помогает детям становиться самостоятельными, не бояться трудностей

Минусы:

  • Обучение проходит в детских центрах, а значит требует материальных затрат и времени на дорогу;
  • Методика пренебрегает развитием творческого мышления у ребенка, основной акцент на логике;
  • Чересчур активный и шумный ребенок не сможет самостоятельно заниматься.

Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев разработал принципиально новую методику обучения чтению, грамматике и математике.
Методикой Зайцева, в отличие от Монтессори, можно заниматься и дома.

Основные принципы:

  • Обучение основано на потребности любого ребенка в игре, в легком и доступном способе подачи материала.
  • Свободная обстановка: дети должны двигаться, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске.
Малышам (3-4 года)

С чего начать?

Обучение чтению ребенка по этой методике требует специальных кубиков со слогами, которые можно купить в магазине или заказать заготовки для них в интернете.
Вот несколько примеров игр по Зайцеву.

Игра «Паровоз»

Малыш будет строить паровоз. Поставьте на стол игрушечный локомотив и приставьте к нему кубик с буквой А. Все вагоны в поезде должны быть с буквой А. Ребенок должен достроить состав. Когда паровоз построен, он отправляется в путь, но для этого все «вагончики» нужно прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д. Для этого прочитывайте для ребенка каждый слог, а он пусть повторяет.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы покажите ребенку, как нужно приставлять кубики: слева направо, рядышком, не вверх ногами. Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малышам обычно очень нравится такая игра. Она учит ребенка правильно составлять кубики и ощущать границы слов.

Поющие башенки

Малыши очень любят строить башни из кубиков. Когда он соорудит постройку скажите ему: «Эта башня не простая, а волшебная. У каждого кубика есть своя песенка. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает кубик, вы пропеваете слог, написанный на кубике.

Детям (4-6 лет)

Задания в этом возрасте чуть сложнее. Ребенок уже знает все буквы и начинает читать.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадку. Каждый раз, как он отгадывает, вы пишете ответ кубиками. А малыш самостоятельно читает.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя. Он составляет, а вы просите его отвернуться и перепутывайте все буквы. Пусть малыш попробует восстановить слово.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу на картинке. Ребенок видит слово на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие.

Плюсы:

  • Обучение малыша проходит дома в привычной ему обстановке;
  • Игровая форма легко дается ребенку;
  • Даже если ребенок заболел, вы можете продолжать обучение;
  • Система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется;
  • Методика учит навыкам грамотного письма.

Минусы:

  • На вас лежит ответственность за результат обучения ребенка;
  • Готовые кубики Зайцева сложно найти и они дорого стоят;
  • Обучение на дому не учит взаимодействию с другими детьми;
  • Ребенок сталкивается с проблемами в школе: он привык составлять слова из слогов, а его будут учить разделять слово на буквы и звуки.

Игры Никитиных

Известные педагоги, а также родители семерых детей, Борис и Лена Никитины еще в советские времена разработали методику раннего развития детей.

Основные принципы:

  • Акцент на самостоятельности и свободе творчества детей.
  • Занятия спортом и закаливание — неотъемлемая часть жизни.
  • Родители — не руководители, а старшие товарищи.
  • Главная функция родителей — не ставить перед ребенком задачи, а помочь удовлетворить интересы ребенка.

В чем состоит методика

Интеллектуальные игры Никитина используются для развития ребенка как в кругу семьи, так и в развивающих центрах. Эти игры нацелены на развитие логического и образного мышления.

Вот одна из самых известных игр Никитина «Сложи квадрат».

Принцип игры напоминает сложение пазла — из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а их способ их нарезки изменяется от простого к сложному. Ребенок должен вырезать квадраты, перемешать их и выполнить следующие задачи:

  1. рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 стопки. При этом ребенок учится различать цвета и их оттенки.
  2. нужно правильно сложить из каждой кучки кусков квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности.
  3. когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Развивающие игры с раннего детства учат активно мыслить, решать сложные задачи самостоятельно, расширять творческие способности, заложенные в ребенке от природы.

Плюсы:

  • Методика ориентирована на домашнее обучение;
  • Дети много времени проводят с родителями;
  • Уделяется большое внимание и физическому, и умственному развитию.

Минусы:

  • Методика исключает творчество;
  • Закаливание ребенка проводится жесткими методами (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой).

Методика Сесиль Лупан

Автор книги «Поверь в свое дитя» предлагает оригинальную методику по воспитанию ребенка. Ее нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.

Основные принципы:

  • Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
  • Первый год жизни малыша — самый важный. В этом возрасте уже нужно развивать интеллектуальные способности.
  • Задача родителей — поддерживать возникающий интерес ребенка.
  • Игру нужно закончить раньше, чем ребенок устанет.

Вся методика Лупан сводится к тезису: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Нужно не обучать детей, а развивать врождённые склонности.

Что нужно заложить в первый год:

Сесиль Лупан рассматривает первый год ребенка, как один из важнейших этапов жизни. Основные задачи этого периода — стимуляция пяти основных чувств, развитие двигательной активности и эмоциональной сферы, развитие речи и получение базовых знаний.

Математика

Ребенок уже в раннем возрасте должен познакомиться со счетом. Родители могут считать с ним до десяти, пропевая цифры.

Проговаривайте для ребенка четко название окружающих предметов, по возможности объясняйте значения понятий.

Чтение

Следует постоянно поддерживать интерес ребенка к чтению и тренировать этот навык.

История

Начинать изучение истории Сесиль Лупан предлагает в игровой форме. Вместе с ребенком можно разучивать песенки об исторических лицах и событиях.

Плюсы:

  • Для этого метода не нужны специальные пособия;
  • Обучение проходит в домашних, привычных ребенку условиях;
  • Достигается максимальная близость родителей с малышом.

Минусы:

  • Основное общение ребенка происходит с родителями, его социальные навыки не развиваются на ранних этапах;
  • Большая роль отведена обучению купанию грудничков, на что отважится не каждая мама.

Методика раннего развития Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман долгое время занимался изучением интеллектуальных и физиологических возможностей малышей. В итоге он пришел к выводу: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Доманом была разработана уникальная методика лечения детей с повреждениями мозга. И большинство ребят демонстрировали улучшения.
Впоследствии развивающая методика получила большую популярность и при раннем обучении здоровых детей.

Основные принципы:

  • Ранее развитие — ключ к гениальности ребенка.
  • Мозг растет, если его стимулировать. Рост завершается к шести годам.
  • Маленькие дети легко усваивают большое количество информации.
  • Самый лучший учитель — родители.

Чтобы обучить ребенка читать и считать по Доману нужно каждый день показывать ребенку карточки со словами и изображениями. Он рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1-2 секунды. Таким образом, весь урок займет не больше 10 секунд.

Математика

Обучение математике по методике Домана заключается в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Рекомендуется показывать именно точками, а не цифрой, чтобы ребенок мог почувствовать количество.

После того, как ребенок ознакомится с первыми 20 цифрами, ему начинают показывать примеры. Примерно через два месяца дети могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Кругозор

Чтобы ознакомить ребенка с окружающим миром, родители должны разработать подборку карточек с изображением растений, животных, известных людей. Хорошо при этом рассказывать о взаимосвязях между предметами.

Чтение

Обучает читать Доман по старинной англо-германской системе: предъявление и озвучивание целого слова. Нужно показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Идеальный возраст — до года. В этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и узнает только название, без образа предмета.

Плюсы:

  • Малыш занимается дома, с родителями;
  • Ребенок усваивает большой объем информации;
  • К полутора годам ребенок умеет считать и читать.

Минусы:

  • Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система;
  • Для развития творческих и исследовательских способностей нужно применять другие методики;
  • Обилие информации может истощить нервную систему ребенка;
  • После шести месяцев дети очень подвижны и не воспринимают карточки;
  • Нужно постоянно обновлять наборы карточек. Это занимает много времени, которое родители могли бы потрать на общение с малышом.

Методика Елены Данилова

Современный автор методик и мать четверых детей Елена Данилова изобрела много развивающих игрушек и обучающих игр. Особенность ее методики заключается во фразе: «Дайте ребенку свободно двигаться!»

Основные принципы:

  • Ребенка нужно обучать тому, к чему он готов, а не форсировать его развитие.
  • Именно в первые годы жизни ребенка закладываются будущие навыки и умения.
  • Нельзя ограничивать движения ребенка и его стремление познать новое.
Игрушки

Игрушки, выполненные по методике Даниловой, предназначены для обучения ребенка от 3 месяцев до 7 лет. За счет яркости они привлекают внимание малыша и помогают развивать его восприятие, представления о цвете.

Игрушки выполнены из разных материалов и имеют разные наполнители. Это способствует развитию ощущений.

Такие игрушки подходят также детям с проблемами в развитии.

Книги

Книги Даниловой делятся на 2 группы: книги для детей и книги о детях. Последние рассчитаны на обучение родителей стать лучшими учителями для своего ребенка. Здесь рассмотрены все аспекты: питание, купание, одевание, закаливание, развитие самостоятельности и интеллектуальных способностей.

Книги же для детей предназначены для рассматривания, чтения и игр с детьми от 1-3 лет. Задания направлены на расширение словарного запаса, развитие мышления ребенка и его памяти, а также сенсорных способностей детей.

Плюсы:

  • Обучение проходит дома с самого рождения;
  • Все элементы методики разбиты по месяцам жизни и усложняются по мере взросления;
  • Новые уроки вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним;
  • Используются самодельные игрушки для малыша, значит методика не очень затратная.

Минусы:

  • Методика требует полной отдачи от родителей;
  • Вся ответственность за результат обучения лежит на родителях;
  • Придется переобустроить детскую комнату: кроватка должна быть с турничками, вертикальными поручнями.

Как видите, сегодня существует множество различных методик раннего развития ребенка. Одни предназначены для занятий дома, другие — в специальных детских школах. Какую из них выбрать — решать вам. Главное, в своем стремлении вырастить вундеркинда не забывайте о том, что ваш ребенок — самостоятельная личность, со своим характером и интересами. И, возможно, он не захочет быть врачом, как сильно бы того не желали его родные, а станет известным во всем мире художником.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.


обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики Зайцева • Будем знакомы

Введение

Общество давно беспокоит вопрос о несоответствии современных способов производства современным способам обучения.

Ещё в октябре 1967 г. в Вильямсбурге, штат Вирджиния (США) состоялась международная конференция по вопросу о мировом кризисе образования. По ее результатам Ф.Кумбс написал: Сейчас мы наблюдаем мировой кризис образования .

В 80-90-е гг. этот вопрос стал беспокоить не только специалистов, но и политических деятелей. В первый день 1991-92 учебного года Дж. Буш выступил в одной из школ города Льюистона, штат Мэн: Американские школы в беде, каждый день приносит новые свидетельства кризиса, охватившего их .

Хорошее образование становится уделом элитных школ. Массовая же школа дает брак по всему миру.

Зайцев Николай
Александрович

Преодолеть кризис, добиться соответствия существующей школы запросам развивающегося общества, не меняя весь педагогический процесс,— дело совершенно нереальное. Кризис будет только усиливаться: с каждым днём больных детей становится больше, школьные нагрузки выше и требование индивидуализации обучения — настоятельнее.

Те же, кто понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих , стали искать инновационные способы обучения подрастающего поколения, существующие, как правило, вне стен государственных образовательных учреждений и позволяющие не только эффективно обучать, но сохранить при этом здоровье детей.

  • В первую очередь, это добросовестные родители, которые понимают, что если развитие ребенка пустить на самотёк, то вряд ли реализуется творческий и интеллектуальный потенциал, заложенный природой.
  • Руководители и преподаватели всевозможных центров развития и подготовки к школе также прекрасно понимают, что чем качественней и интенсивнее идёт у них процесс обучения, тем больше детей приходит и тем успешней их предприятие.
  • Творчески работающие воспитатели детских садов, которым надо готовить детей к школе.
  • Учителя, которым тесны рамки всё удушающей программы, и которые ещё могут мыслить и творить.

Для всех этих категорий существует образовательная технология, отвечающая задачам воспитания грамотных и думающих людей. Ее автор — педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев.

Благодаря изданным уникальным пособиям по обучению чтению, письму, математике, русскому и английскому языкам, она доступна не только специалистам, но родителям и даже школьникам пятых-шестых классов, которые могут обучать своих младших братишек и сестренок.

Теоретические и дидактические принципы, способы работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям, выдержаны в единой идеологии и весьма доступны для ознакомления.

Немного истории

Распространение и апробация методик в масштабе страны началась в 1989 году, когда возникло АО Мазай (директор Мартьянов Валентин Михайлович, ведущий специалист Зайцев Николай Александрович). Методические Альтернативы Зайцева легли в основу деятельности этой фирмы, а заодно и дали ей название.

В 1989 году Мазай , при поддержке кооператива Дарина-тур , наладил выпуск Кубиков Зайцева (1989). Позже появились: Стосчёт (1990), Русский для всех (1991), Пишу красиво (1991), Грамматика английского языка (1991) и Техника чтения на английском языке (1991). Увидели свет пособия по обучению чтению на украинском и казахском языках (Украина, Казахстан, 1991).

Наше предприятие, по экономическим причинам, в 2014 году, изменило юридический статус с НОУДО (негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования) на ООО общество с ограниченной ответственностью .

Были разработаны: грамматика украинского языка, обучение чтению и грамматика белорусского языка, обучение чтению на татарском, армянском и французском языках.

Мазай провел маркетинг по всей стране, сумев организовать обучение всех желающих как в родном городе, так и выездные семинары.

Распространение и внедрение методик Зайцева убедительно доказало их высокую технологичность и эффективность.

О нас

Общество с ограниченной ответственностью Методики Н. Зайцева
(генеральный директор Андреева Елена Викторовна, ведущий специалист Зайцев Николай Александрович) было зарегистрировано в 1996 году.

Задачи с течением времени не изменились: разработка, издание и внедрение образовательных технологий по Зайцеву . Как говорит Николай Александрович: Россия может только за счёт ума возродиться . Вот и стараемся, в силу своих возможностей, нести разумное, доброе, вечное.

Важно знать, что

При привлечении заинтересованных специалистов, по Зайцеву может быть организован образовательный процесс по всем предметам.

Сам же автор может разработать обучение чтению на любом языке (есть опыт разработок и внедрения обучения чтению на английском, казахском, татарском, украинском, белорусском, латышском) и вычертить грамматическую структуру языка. А, значит, возможно создание единого международного педагогического комплекса.

Адрес офиса:

в г.Санкт-Петербурге

в г.Москве

Что же такое Методики Н. Зайцева ?

Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева , разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые , так и медленные , требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

© «Методики Н.Зайцева». Все права защищены. Эта страница обновлена 30.05.2018 – (04:16:36)
Копирование материалов допускается только с письменного разрешения

Читайте также:  Цены на платный приём в 6 поликлинике, Москва
Ссылка на основную публикацию