Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии

Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии

Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома. В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т. е., если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот. Вечером брали сухое овечье руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность.
Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу. Тут же клали ломоть хлеба и соль. Если вода окажется по утру прибывшей, то это предвещает счастье, если же убудет, то нет надобности и строить дома на убыток своему хозяйству. Третий обряд был такой: с целого коровая срезали верхушку, клали на нее соль и ставили на то же место на ночь и если хлеб пропадет, то будет хорошо и хлеб отдавали собаке.
По окончании строительства дома наблюдался следующий необычный обряд: не входя в дом, сначала ставили на середине комнаты стол, покрытый белой скатертью. На этот стол клали ржаной хлеб с солью и оставляли на ночь. На другой день вечером пускали черного петуха и курицу и оставляли их ночевать, если переночуют благополучно, то значит, нечистой силы опасаться нечего, если пропадут – присутствует нечистая сила. На третью ночь пускали черного цвета кошку и кота, за которыми наблюдали как за петухами.

При переезде в новый дом справляли новоселье. Новоселье в старину также сопровождалось целой серией обрядов. При переходе в дом выбиралось время как можно ранее перед восходом солнца и притом не в понедельник и не в субботу. Это делалось для того чтобы не часто переходить из дома в дом. В комнату входили хозяин и хозяйка вместе, держа хлеб и соль на руках, а дети следовали за ними и на пороге приговаривали : «Госнодару господароньку, прыйми нас в комирионьку, ты собы сыды спокийно, нас незаймай, мы тильно навалок хаты бырем для себы, арента для тебы». Затем вступая в комнату, ставили хлеб и соль на стол.

Обряды на Руси при строительстве дома и новоселья в более позднее время.

Обряд при строительстве дома.
Строя новый дом русский человек приглашал священника, служили молебен и клали под основание дома несколько монет, а по окончании обряда, присутствующих угощали обедом. По окончании служили молебен и весь дом кропили святой водою.

При переходе в новый дом, сначала вносили икону и хлеб – соль, а потом петуха и курицу. Устроившись делали новоселье, угощали родных и знакомых обедом, а потом все присутствующие должны были послать хлеб – соль новоселам. Причем считалось чем сдобней хлеб, тем больше уважения высказывает посылающий, а многие прибавляли к этому серебряную соломку, сахар, чай и т.д.

• Не строят дом на месте сгоревшего, по приметам, в таком месте рано или поздно снова случится пожар. Если же дом построить необходимо, то встаньте на место бывшего дома и скажите:

Матушка Богородица велела:
«Не строй дом, где земля горела».
Согну я свою спину пониже,
Подойду к Ее престолу поближе:
«Благослови мое застройное дело
И всякое живое тело».
Кто в этом доме будет жить,
Тот Богородицу будет чтить.
Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!

• Считается, что хорошо строить дом на том месте, где гуляет домашняя птица: это место обладает благоприятной энергетикой.

• Если будете строить дом из дерева, то проследите, чтобы в венец дома не заложили бревно с сучком посередине, иначе хозяева дома могут погибнуть в течение семи лет.

• К тому же во время строительства деревянного дома никто не может поручиться, что не будет использовано бревно, сделанное из дерева, на котором когда-то повесился человек. Чтобы подстраховаться и отвести беду, соберите первую стружку от бревен и сожгите ее, читая такой обережный заговор:

Корни в земле, а оберег на мне.
Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!

• Не начинайте строительство дома 13-го числа — счастья в этом доме не будет. Как в старину говорили: «Избу чертям строят».

• В любом случае, какой бы дом вы ни строили — каменный или деревянный — перед началом строительства необходимо читать молитву на основание дома:

Боже Вседержителю, сотворивший небеса разумом и основавший землю на тверди ея, Создателю и Содеятелю всех, воззри на Чадо Твоё (имярек), изволившего в державе крепости Твоея, воздвигнути дом в жилище, и зданием его воздвигнути: утверди его на твердом камени, и основаяй по Твоему Божественному гласу, его же ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет: благоволи ему в конец привестися, и в нем жити хотящих от всякаго навета сопротивнаго СВАбоды. Яко Твоя Держава, и Твое есть Царство, и Сила, и Слава! Тако бысть, тако еси, тако буди! Ныне и присно и во веки веков. Ом.

• Существуют слова на богатую и счастливую жизнь в новом доме. Начиная строительство дома, положите под три угла будущего фундамента мелочь, сказав при этом:

Мир, покой, богатство.
Во Славу Богов и Предков наша!

И еще оберег на участок перед домом.
Повесьте обручальное кольцо на шерстяную нитку из овечьей шерсти и пройдите свой приусадебный (дачный) участок крест-накрест со словами:
Бог мой, моя Благодать, не дай и пылинки с этого места взять. Как мертвый человек света не видит, так и вор этого места не обидит. Мои сторожа на неБесах.
Ныне и присно и во веки веков. Ом.

Наконец, самый надежный заговор от бед и неприятностей.
Чур-Чурило, старЪ пристарЪ.
Ты сиди, сиди посиживай!
Ты смотри, смотри посматривай!
Ты ходи, ходи похаживай!
Да беду (имярек) отваживай. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Старинные обряды при строительстве дома

Молитва при закладке фундамента нового дома

«Боже Вседержитель, премудро сотворивший небеса и утвердивший землю в равновесии, Создатель и Творец всего мира, взгляни на раба Твоего (имя), предпринявшего в Твоей могущественной державе воздвигнуть дом для житья и совершить его закладку. Утверди этот дом на основе крепкого камня так, чтобы ему, по Божественному Твоему евангельскому слову, не в силах был повредить ни ветер, ни вода, ни что иное.

Самое распространенное защитное средство от порчи и сглаза – амулеты.

Изготовление амулетов производится в определенные часы и определенную фазу Луны и часто до восхода солнца. Причем очень важен материал – это может быть металл, камень, дерево, цветы, также очень важен цвет.

Если амулеты предназначены для какой-то определенной цели, их нужно изготавливать по твердо установленным правилам.

Часто амулетом может стать монета. Кстати, именно деньгами раньше откупались от болезней и порчи.

Мощное оружие от порчи – зубы животных.

Очень распространены растения-амулеты. С древнейших времен лучшим средством защиты от порчи и колдовства считались чеснок и лук.

Зверобой— одно из самых распространенных защитных растений. В постели у околдованного он играл роль изгоняющего. Его вешали на окно, у дверей, подвешивали под кровать.

Чертополох отпугивает ведьм.

Лавровый лист — от порчи.

Как лекарство выбирают исходя из диагноза болезни, так и амулеты выбирают исходя из характера заболевания.

Уют вашего дома

Все в природе взаимосвязано. По этой причине наши личные вибрации и та среда, в которой мы обитаем, должны быть в гармонии.

Весь мир, окружающий нас с самого нашего рождения, влияет на нас, а мы, в свою очередь, влияем на него. Значит, мы должны гармонично сосуществовать с миром и не перекраивать его под себя. Да вам это и не удастся.

Равновесие и гармония окружающей среды образуют потоки энергий, влияющих на состояние наше и нашей судьбы.

Все вы слышали пословицу «Мой дом – моя крепость». Наверняка вы хотели бы, чтобы ваш дом защищал вас от всякого рода дурного воздействия, был крепостью. Но как это правильно сделать, знает далеко не каждый.

Обряды на Руси при строительстве дома и новоселья в более позднее время.

автор Tesy в Ср Ноя 05, 2014 12:44 am

-Чтобы предотвратить несчастья, на пороге нового дома отрубали голову курице.

-Если при закладке нового дома кто нибудь обойдет его кругом, то в новом доме будет много покойников.

-Пока дом строится, хозяин не умрет.

-После 50 лет нельзя начинать постройку нового дома, иначе можно скоро умереть.

-При постройке нового дома необходимо следить, чтобы окна не были обращены на север, иначе черти хозяина из дома выживут.

-Если стены в доме трещат, то домовой выживает, что то ему не нравится в хозяевах.

-Чтобы избежать смерти во вновь построенном доме, убивают животное и закапывают его в фундамент.

– В углы и щели дома затыкали вычесанные или остриженные человеческие волосы или ногти, чтобы дом дольше стоял.

-Если в стену дома попало бревно с сучком, который начинается глубоко в стволе дерева и отделяется от ствола трещиной, т. е. с так называемым пасынком, то хозяин дома скоро умрет.

-Если на строительство дома употребить скрипучее дерево, то жильцы будут беспричинно кашлять, дерево с наростом – у жильцов будут нарывы, со снятой корой – скот будет гибнуть, засохшее на корню дерево – жильцы будут болеть чахоткой, поваленное бурей – строение будет разрушено бурей.

-Если при рубке леса на дом первая срубленная лесина зацепится при своем падении за другое дерево и не упадет на землю, то в этом месте не следует рубить лес, иначе в доме не будет счастья или в нем случится пожар.

-Если при постройке дома вбить в передний угол избы гвоздь от гроба, то все жильцы дома будут видеть в красном углу покойника, а чужие люди ничего не будут замечать.

-Посреди сруба иногда сажают живое деревце или прикрепляют зеленую ветку, чтобы дом дольше простоял.

-Переезжая в новый дом, нельзя оставлять в старом доме мусор, потому что по нему различные недоброжелатели могут навести порчу.

-Нужно собрать весь мусор, особенно из под порога, и перенести в новую избу – с мусором переберется и домовой. Если же этого не сделать, то придет злой домовой и не даст никакого житья хозяевам.

-При переезде в новый дом следует забрать с собой старый веник, поскольку под ним обычно обитает домовой, который охраняет и оберегает покой в семье. При переселении в новый дом надо как можно скорее устроить праздник (так называемое новоселье), иначе в доме могут завестись злые духи, тогда как на праздник соберутся только добрые духи, которые будут охранять дом и его обитателей от всяческих несчастий.

ЗЫ.Вот так все серьезно оказывается ..живешь, живешь..не знаешь, а на пороге нового дома надо курицу оказывается заколбасить, иначе ..

Дата регистрации : 2014-08-15

автор Tesy в Ср Ноя 05, 2014 12:45 am

«Иуда, Иуда, иди покуда, прошу Христом, истинным крестом из этого дома, от его порога, здесь не жить, не бывать, горю не стоять, крови не литься, слезам не катиться, несчастьям не копиться, людей не хоронить. Все так тому и быть. Аминь ».

Наговоренную свечку храните, потому что она будет оберегать ваш дом и вашу семью от несчастий.

«Сила неба, да мне в защиту. Сила неба, да моим детям в защиту. Ляг, оберег, на мой порог, на мой след – от моих слез и от всяких бед. От врагов, коих я знаю, и от тех, кого я не знаю, от лжи, от воды, от огня, от ран, от слова и от меча, от младшего и от старшего, от первого и от последнего. Как сила от неба, так и сила от Бога. Аминь. Аминь. Аминь»

Строя новый дом русский человек приглашал священника, служили молебен и клали под основание дома несколько монет, а по окончании обряда, присутствующих угощали обедом. По окончании служили молебен и весь дом кропили святой водою.

Обряд новоселья.

При переходе в новый дом, сначала вносили икону и хлеб – соль, а потом петуха и курицу. Устроившись делали новоселье, угощали родных и знакомых обедом, а потом все присутствующие должны были послать хлеб – соль новоселам. Причем считалось чем сдобней хлеб, тем больше уважения высказывает посылающий, а многие прибавляли к этому серебряную соломку, сахар, чай и т.д.

Читайте также:  АСД 2 и 3 при псориазе, отзывы о лечении, как принимать фракцию, схема

«Не строй дом, где земля горела».

Согну я свою спину пониже,

«Благослови мое застройное дело

И всякое живое тело».

Кто в этом доме будет жить,

Тот Богородицу будет чтить.

Тако бысть, тако еси, тако буди!

• Считается, что хорошо строить дом на том месте, где гуляет домашняя птица: это место обладает благоприятной энергетикой.

• Если будете строить дом из дерева, то проследите, чтобы в венец дома не заложили бревно с сучком посередине, иначе хозяева дома могут погибнуть в течение семи лет.

Корни в земле, а оберег на мне.

Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!

• Не начинайте строительство дома 13-го числа — счастья в этом доме не будет. Как в старину говорили: «Избу чертям строят».

Мир, покой, богатство.

Во Славу Богов и Предков наша!

Бог мой, моя Благодать, не дай и пылинки с этого места взять. Как мертвый человек света не видит, так и вор этого места не обидит. Мои сторожа на неБесах.

Какие обряды соблюдали славяне при строительстве избы

Место для возведения новой избы в деревне выбирали особенно тщательно. Нельзя было строить дом на месте бывшей бани, дороги или кладбища. Некоторые славянские племена доверяли выбор места для дома животным. Они выводили из хлева корову и смотрели, куда она ляжет, это место считалось удачным.

Фактрум собрал самые интересные обряды, используемые при строительстве домов на Руси.

Важный обряд выбора места для дома

В некоторых деревнях будущий хозяин дома собирал четыре камня из разных мест и укладывал их на месте предполагаемого строительства. Если по прошествии трёх дней камни оказывались нетронутыми, то на этом месте начинали строительство. Обряд выбора места иногда проводили и при помощи насекомых. На место приносили маленький чугунок с сидящим внутри пауком, и если он начинал плести паутину, то место было выбрано верно. Вместе с этим наши предки никогда не ставили дома на том месте, где пролилась чья-то кровь, пусть даже и из-за случайного пореза, или на земле, в которой нашли кости.

Что делали в начале строительства

Перво-наперво жители деревень Руси определяли центр будущего дома. Для этого ими проводились тщательные расчёты и измерения, и только после них в центр дома сажали молодое деревце. Иногда в центр, называемый красным углом, вколачивали крест, который оставался там до самого окончания строительства.

После этого обряда приносилась строительная жертва. В самые древние времена в жертву приносили человека, но со временем заменили его на коня, козла, барана или петуха с курицей. Позднее перестали приносить в жертву и животных, заменив их на символические символы богатства: мешочки с зерном, шерстью и монетками.

Далее следовала укладка первого венца — четырёх отёсанных брёвен. Под их пересечения, то есть под углы, клали разные предметы. Монеты под углами дома должны были принести в него достаток, шерсть — тепло, а ладан — защиту от нечистых сил. В этот же момент закладывали оберег под порог, чаще всего это были камушки с нарисованными на них защитными знаками.

Как завершали строительство избы

Перед покрытием крыши укладывали матицу, в деревянном доме так называлось основание для потолка. Обряды, совершаемые при этом, должны были принести в дом достаток и тепло. Обычно один плотник обходил черепной венец — бревно, должное стать самым верхним, раскидывая при этом зерно и шишки хмеля. После этого к венцу привязывали шубу с угощениями в карманах и поднимали. А уже после окончания возведения матицы эту шубу снимали и съедали содержимое карманов.

Следом за этим в стенах дома прорубали отверстия для дверей и окон. Во время этого плотники читали наговоры, которые защищали избу от проникновения воров и злых духов. А после укладки покрытия крыши хозяева дома накрывали для строителей стол и угощали их специальными блюдами. Такие посиделки назывались «замочкой» крыши.

Убранство крестьянской избы на Руси

Какие обряды на новоселье были на Руси

Сразу после окончания строительства избы в неё не вселялись, было принято выждать неделю. А после этапа ожидания устраивали пышное новоселье. На Руси обычно первыми в дом пускали кота или петуха и оставляли их там на пару дней. Если с животными всё было в порядке, то следом вселялась и сама семья. Вместе с заходом в дом хозяева должны были принести угощение для домового и оставить его в красном углу.

После животных в дом обычно попадал первым не его хозяин, а самый старый член семьи. Считалось, что тот, кто первым попадёт в новый дом, тот быстрее всех и умрёт. Поэтому, чтобы сберечь близких, первыми в избу входили старики и старухи. Следом за ними, держа в руках верёвку или пояс, заходили остальные члены семьи.

На новоселье на Руси было принято устраивать большие пиры, уделяя особое внимание угощению плотников и строителей. Приглашали на посиделки и любимых соседей, и самых удачливых людей в деревне: считалось, что это поможет привлечь удачу в дом.

Старинные обычаи строительства дома , какие?

С давних времён деревья для постройки будущего дома рубились только в зимнее время, а постройку начинали в новолуние. Ещё лучше, если это совпадёт с праздником – Троицей или Великим Постом. Использовали боровую сосну или красную ель и только прямые деревья.

И никаких гвоздей – в крайнем случае деревянные костыли. Концы брёвен отрубались топорами. Большое значение придавалось и месту постройки: очень хорошим местом считалось бывшее пастбище или ранее обжитое место. На улицу всегда выходило два окна, украшенных резными наличниками. Над окнами развешивали пучки зверобоя от недоброжелателей и злых сил, а над дверью вешали подкову концами вверх. Между брёвен прокладывали мох. Много традиций и обычаев сопутствовало самому началу стройки. Это и лошадиный череп, закопанный под фундамент, и жертвоприношение петуха для отпугивания злых сил. Бытовало поверье о молодой девице, клавшей первый кирпич в фундамент: будет в доме уют и плодородие. По сей день сохранился обычай закладывать в.

Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома. В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т. е. , если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот. Вечером брали сухое овечье
руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность.
Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу.

Без Троицы дом не строится!

Насколько придирчиво наши предки выбирали строительный материал и место для будущего дома, настолько тщательно выбирали они и время начала строительства. В наше время дурной репутацией пользуется месяц май: предпринять что-либо в мае – “всю жизнь маяться”. Но для наших предков май не имел такой репутации. Наоборот, он был для них наилучшим периодом для построй дома-крепости, который должен был защищать семью от внешнего воздействия, укреплять и восстанавливать силы после тяжелой работы.
Конечно, тысячу лет назад существовало гораздо больше верований и примет относительно счастливых и несчастливых периодов времени, да и придерживались их строже. Строительство дома, сотворение домашнего мира было, конечно, делом важнейшим. И очень жаль, что примет и поверий, касающихся выбора времени для начала строительства дома, сохранилось до наших дней относительно немного.
Строительство дома редко затевали под вечер. “Утро вечера.

Приметы для строительства нового дома придуманы еще нашими предками несколько сотен лет назад. Их желательно соблюдать для того, чтобы в этом доме хорошо жилось, и чтобы достаток и счастье вас не покидали.

Приметы для строительства нового дома — выбираем время и место

Начинать заниматься строительством нового дома нужно во вторник, пятницу, субботу или четверг. Это лучшие дни для этого. Фаза луны, которая подходит для этого вида работ — полнолуние. Если вы будете соблюдать эту примету для строительства вашего нового дома, он будет крепким и простоит долго. А время года — весна или осень.

Нельзя начинать строительство во время високосного года, иначе вас постигнет несчастье, связанное с домом. Не начинайте в воскресенье или день, посвященный святому мученику.

Работать на стройке нельзя каждый день — отдыхайте в воскресенье и во время церковных праздников.

Место, которое будет выбрано для стройки, играет важную роль. Ни в коем.

Облюбовав место для строительства, хозяева раскладывали на земле дубовую кору. Дня через три переворачивали ее и смотрели: если под корой находились лищь пауки да муравьи — плохое место, не пригодное для жилья. Если же там обосновались дождевые черви — можно строить.
Доставали из-за пазухи три круглых каравая и катали их по земле. Если все хлебы ложились как полагается, верхней коркой вверх, — место считалось хорошим, безопасным. А если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, строительство откладывали.
Не предвещала добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.
Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету.
В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе.

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что “нечистая сила” будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: “Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал”.

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: “Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались”.

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя.

Выбору места для строительства уделялось особое внимание. По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том.

Самые устойчивые обряды связаны с закладкой дома. При закладке дома, когда сложены первые два венца, на месте будущего переднего угла ставят стол, за столом устанавливают рябинку или березку. В передний угол под первый венец бревен кладут деньги (монету).

На стол ставят угощение, водку. И непременно призывают каких-либо Ивана и Марью. Вся семья, плотники, Иван с Марьей садятся на венцы и сидят, не разговаривая несколько минут. Затем, перекрестившись, приступают к угощению. Обычай ставить рябинку или березку связан с древним культом дерева.

При подъеме матиц хозяйка печет пирог, его привязывают на чересседельник, который накидывают на матицу и последнюю вместе с пирогом поднимают.

Когда стройка готова, просто так в нее войти нельзя. Обязательно пустят вперед петуха и кошку. Затем войдут в избу и скажут заклинание: «стройке дай бог в море стоять, а нам жить подольше».

Первая часть присловицы означает заклинание от огня (море – вода), а вторая связана с.

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что “нечистая сила” будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Читайте также:  Чем опасно самолечение антибиотиками, вред антибактериальных препаратов. Фармакология

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: “Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал”.

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: “Дай, чтобы род и плод в новом доме.

В славянских строительных обрядах очень большое значение придаётся выбору места строительства дома.

К основным запретным местам относятся – место, где когда либо ранее проходила дорога или ранее стояла баня. Считается, что в этих местах водится нечистая сила.

При выборе места строительства проводили гадания на хлебе, воде, шерсти, гадали также и о месте размещения углов и нижнего венца сруба. В некоторых регионах при закладке фундамента приносили в жертву курицу или иную домашнюю птицу.

В непосредственном центре планируемого скотного двора часто сажали ель. Возле дома принято садить березу или рябину — деревья являющиеся традиционными женскими символами в среде растений.

Один из самых распространённых и важных ритуалов – укладка в углы сруба и/или под первый венец сруба монет, зерна, кусков хлеба.

Под порог будущего входа в жилище укладывали всевозможные камушки-обереги. Аналогичные обереги принято укладывать и под кровлю. Таким.

Выбор места для нового дома

Выбор места был одним из важнейших обрядовых действ, связанных с народным жильем. При решении этого вопроса принимали во внимание множество факторов: удаленность жилья от улицы, рельеф земли, расположение дома относительно сторон света и т.д. Когда-то строго канонизированный и регламентированный комплекс обрядовости, связанной с жильем, сегодня существует лишь в виде разрозненных элементов и бытует среди небольшой части сельского населения.

Для нового жилья пытались найти такое место, которое должно удовлетворять ряд требований, в частности:

• чтобы огород за домом и хозяйственными постройками выходил к реке, пруду, на долину;
• чтобы это место было по возможности на целине, где земля «спокойная»;
• на холме, где нет влаги;
• там, где утром не бывает росы;
• где не растут деревья;
• где когда-то водилась скотина, был в семье мир и не умирали дети;
• где можно удачно разместить хозяйственные.

Переезд в новый дом – очень весомое событие в жизни человека. Каждый из нас хочет жить на новом месте долго и счастливо.

В моменты радости особенно важно не забыть правила переезда в новый дом.

Что говорят народные приметы?

Существует большое количество примет о переезде в новый дом, которые известны еще с давних времен. Какие, например?

Освящение дома. Обязательно пригласите священника для освящения дома прежде, чем в него въехать. Пусть в доме некоторое время погорит свеча. Прочитайте молитву ” Отче наш”. Освященный дом считается благословленным Богом.

Икона и хлеб с солью. Никогда не входите с пустыми руками в новый дом.

Правильный день переезда. Воскресенье, четверг или пятница – самые благоприятные дни для переезда. Вам улыбнется удача, любовь и достаток в новом доме. Также переезд следует осуществлять на растущую луну или в полнолуние. Это привлечет в ваш дом материальное благополучие.

Переезд котенка в новый дом.

Многие замечают, что переехав на новое место жительства, дела идут не всегда так гладко и хорошо как на старом месте.

Конечно сказывается и стресс переезда, хотя переезд квартиры дешево мог бы значительно облегчить ситуацию.
Но в отдельных случаях новосёлы начинают скучать по старой тесной квартире и новый просторный дом становиться не в радость.
Кажется, что в новое жильё не перенесли дух прежнего дома и всё начинает идти наперекосяк.

Иногда вдруг ни с того ни с сего между супругами вспыхивают ссоры, набрасываются болезни, а часто бывает, что в маленьком доме люди были намного счастливее, чем в шикарных апартаментах.

Никто не станет отрицать, что дома как и люди, имеют и свою биографию, и судьбу, и ауру.

У всех народов мира дом считается местом священным и как его постройка, так и заселение сопровождалось определёнными обрядами и ритуалами.

Например закладывают строительство нового дома что в Европе, что в Америке.

Старинные обычаи при строительстве дома

Постройке дома во все времена уделялось много времени и внимания. Издавна, владельцы верили в волшебные приметы и правила, которые в неотъемлемом порядке надлежит осуществлять для того что бы в воздвигнутом доме завсегда царили мир и благосостояние. Будущие жильцы всегда с осторожностью выбирали место для своего нового жилья. По строму обычаю, придя на предполагаемое место строительства, выбирали месторасположение четырех углов дома и выкапывали ямки. В каждую яму клали комочек шерсти, горсточку зерна и кусок хлеба и оставляли на 3 дня. Если по истечению срока , пища оставалась целой и невредимой , то можно было смело начинать строительство. Данные ингредиенты проверки местности можно было заменить на блюдце с медом, если в него забирались муравьи- это также являлось гарантией безопасного строительства дома. Так же важным моментом является крыша, демонтаж мягкой кровли смотрите по ссылке. Превосходным участком для дома считается.

Словом “новоселье” называют не только поселение на новом месте, но и празднества по этому поводу. Так повелось с древности: строительство нового дома и вселение в него было большой радостью, которую праздновали довольно пышно. Как и любое важное событие в жизни человека, новоселье имеет свои традиции: древние, возникшие еще во времена язычества, и относительно новые. Однако сегодня эти традиции соблюдаются не так часто — новоселье обычно сопровождается стандартным застольем с привычными для современного человека развлечениями.

Оно и понятно: не каждый год появляется повод отпраздновать новоселье. В тех случаях, когда новоселье не семейное, а корпоративное, часто устраивается пышный праздник со всеми атрибутами современного корпоратива: аренда ресторана, тамада, ди-джей и даже иногда фейерверк. Впрочем, и семейные торжества по поводу новоселья порой не уступают в пышности.

За подготовкой к семейному или корпоративному новоселью как-то забывается о старых добрых.

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1

имени Д.Ж. Жанаева»

Тема «Русские традиции и обычаи: новоселье»

Обряды при переходе в новый дом

В системе соответствующих восточнославянских представлений построенный, но не заселенный жильцами дом становится отдельным (выделенным из остального пространства) объектом, который, однако, еще не занял своего определенного места в положительном или отрицательном ряду универсальной классификации, с помощью которой человек ориентируется в окружающем мире. Другими словами, дом еще не вполне принадлежит сфере «культуры», хотя уже выделен из «природы». Известная амбивалентность дома, сочетание в нем признаков «культуры» и «природы», определила характер действий, направленных на вытеснение природного начала и окончательное инкорпорирование дома в область освоенного. Об этом говорят следующие действия ритуального характера.

Древний человек никогда не был до конца уверен в том, что действительно не нарушил ни одного мистического запрета при выборе места, сроков и материалов строительства; в том, что во время самой работы должным образом выполнил все необходимые правила; в том, наконец, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение, сопроводив нехорошим помыслом притворно-ласковые слова. Короче, следовало обязательно испытать, “доброй” ли получилась изба, можно ли в ней вообще жить? Или все-таки завелось какое-то зло и, того гляди, потребует жертвы, убьёт первого вошедшего в дом?

«При переходе в новый дом первым во двор пускается петух, а в избу – кошка. Без петуха во дворе и скот вестись не будет, а если и будут дойные коровы, то молоко и масло от них получится безвкусным, совершенно «пустым». Кошка же первой встретит своего хозяина на том свете».

«Всякий, вошедший в дом «первым», по народному поверью, «до году помрет»; посему, когда входят в новый дом, то пускают в него прежде кошку (иногда – черного кота)».

«В Подольской губернии в новый дом на одну ночь пускают в новый дом черного петуха и курицу, а затем уже переходят на жилье в новый дом».

«Прежде чем войти в избу, пускают туда петуха и ждут, не запоет ли скоро. Если запоет, то, значит, в новом доме заживется весело, а если не запоет – наоборот».

«Как проснемся на заре, чтобы добрые люди не видели, чтобы худого слова не сказали, чтобы кто путь не перешел…. Петух и курица с нами. Как идем через порог, петуха и курицу пустим вперед себя».

В приведенных описаниях первых шагов переселения в новый дом обращают на себя внимание несколько моментов. Прежде всего, этот обряд следует отнести к числу мантических ритуалов. Их общий смысл – моделирование временного аспекта жизни людей в новом жилище. В конкретной ситуации переселения их можно интерпретировать и как своего рода проверку того, обладает ли построенный дом качествами, необходимыми для нормальной (с точки зрения данного коллектива) жизни в этом доме. Причем характерно, что проверялись не только практические (прочность, надежность и т.п.), но и знаковые свойства дома, т.е. оценивался его семиотический статус (жилище – не жилище).

В новый дом старались пустить живое существо (петуха, курицу, кошку), которое, скорее всего, выступало в роли ритуального двойника человека, его «дублера» (поверье о смерти в течение года жильца, вошедшего в дом первым). Показательно, что в их число входят наиболее близкие человеку домашние животные и птица. Если учесть, что необжитый дом представляется нечистым, то выбор кошки, курицы и особенно петуха и с этой точки зрения не случаен, так как в системе восточнославянских верований им приписывалась очистительная функция.

Можно предположить и мифологические корни этой процедуры, прежде всего мифологический прецедент заселения мира живыми существами в устойчивой последовательности: сначала животные, а потом – люди.

Непосредственному переходу людей в новый дом предшествует также ряд операций, связанных с «переселением домового» и перенесением некоторой сущности прежнего жилья («доли»), воплощенной, например, в гоне прежнего очага, в некоторых его атрибутах, в домашнем соре, иконах и т.д. «Переходя в новый дом, хозяин ночью входит в старый дом, кланяется на все четыре стороны и приглашает домового пожаловать в новый дом. В новом доме в подъизбице или же на чердаке ставится и угощение домовому: ломоть хлеба с солью и чашка водки». Особый ритуал приглашения домового объясняется представлениями о том, что «без приглашения домовой не покидает вполне старого дома, и поэтому ему приходится вступать в спор с вновь пришедшем домовым. Неприглашенный домовой жалобно плачет и нередко мстит как прежнему, уже выехавшему, так и новому хозяину дома».

Сор, конечно, переносили не весь, лишь горстку, которую и бросали в святом (красном углу), а прочий тщательно выметали из покидаемого дома, чтобы «не оставить в нём Долю». Следует упомянуть здесь и обряд «доваривания каши», символизирующий преемственность нового очага по отношению к прежнему: хозяйка в последний раз топила старую печь, ставила горшок каши и варила её до полуготовности, потом снимала и в чистом полотенце несла в новый дом – доваривала окончательно уже там.

Считалось, что переносить «символы обжитости» должны предпочтительно люди, имеющие детей (если хозяева были бездетны, это делали их друзья, уже ставшие родителями), беременные женщины, вообще люди молодые, а не старики. Почему выбор был таковым, наверное, особых объяснений не требуется. Всё должно было способствовать богатству, прибытку, многочадию в доме.

Всюду стремились, чтобы переезд не пришелся на «тяжелый» день недели: иначе, мол, какое-нибудь несчастье скоро заставит снова переезжать. И очень интересно отметить, как проявилось в христианскую эпоху древнейшее правило – во всём следовать примеру Богов. В некоторых местах въезд в новый дом старались приурочить к церковному празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое возжигание огня в новой печи – целая отдельная тема. После святого угла это было второе по ритуальной значимости место в доме. Стоит добавить, что «возгнетание» огня было ещё и своего рода юридическим актом, закреплявшим право собственности.

Непременным элементом новоселья поныне остаётся застолье, на которое созывают гостей. Сейчас для нас такое застолье – просто праздничная пирушка, завершение трудов и награда за них. А вот в древности она поистине «освящала» вновь осваиваемое пространство, ещё крепче утверждая в нём хозяев.

И если теперь с новосёлами пируют друзья, сослуживцы, те, кто помогал с переездом, то раньше это была в основном родня. Приходили к столу не с пустыми руками: все несли хлеб-соль – чтобы он никогда не переводился на новом столе, чтобы не оскудевала Божья ладонь.

А, кроме того, особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу. Обязательно должен был стать кто-то домовитый, хозяйственный, порядочный. Добрый и щедрый – ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого всё валится из рук. Но уж об этом заботились соседи и друзья новосёлов.

Читайте также:  Король кожи китайская мазь - показания к применению, как наносить и отзывы дерматологов

Любопытно, однако, что окончательно освоенной, «освящённой», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освящения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освящение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы.

Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».

Попытаемся обобщить наблюдения, полученные в ходе рассмотрения обрядов при строительстве дома и его обживании.

Процесс преобразования «природного» (не освоенного человеком) в «культурное» (освоенное) включал ряд моментов, которые представляются существенными для выявления механизма освоения в традиционной культуре.

1. Выделение части окружающего пространства. Наложение ограничений на выделенное пространство. Выявление места строительства (как и пригодных для строительства деревьев) имело подчеркнуто ритуальный характер. Системы действующих запретов имели не только и не столько практический, сколько символический смысл. Они представляли собой своеобразные классификации, в которых объектам приписывалось положительное или отрицательное значение, соотносимое с системой социальных ценностей коллектива. В том случае, если классификация не распространялась, например, на те или иные части пространства, они вводились в эту классификацию с помощью дополнительной операции – гадания. В гаданиях моделировались основные параметры будущего жилища – его пространственные, временные и социальные характеристики. Выделяемое место (и материал) подвергалось в ходе строительства дальнейшим ограничениям. С этой точки зрения всё строительство представляло собой последовательное наложение ограничений на материал и пространство.

Венец сруба можно рассматривать как классический способ ограничения пространства. Универсальность четырехчленных моделей не только пространственно-временного, но и социального континуума позволяет предположить наличие глубинных концептуальных связей между структурой осваиваемого пространства и социальной организацией коллектива.

Следует заметить, что ограничениям подвергался не только материал, место строительства, но также и время выполнения наиболее значимых (с ритуальной и практической точек зрения) операций.

2. Упорядочение выделенного и ограниченного пространства. Придание ему характера определенным образом организованной структуры. Упорядочение неразрывно связано и по сути дела является следствием наложения ограничений.

При строительстве жилища упорядочение ведётся в двух планах: горизонтальном и вертикальном. При этом происходит расчленение пространства на значимые части и установление между ними этими частями структурных отношений. Создаётся своего рода «грамматика» пространства, тесно связанная с «грамматикой» поведения людей в этом пространстве. Такое пространство описывается с помощью ряда бинарных противопоставлений, из которых наиболее существенными оказываются оппозиции верх – низ (для вертикальной структуры); внутреннее – внешнее; центр – периферия (для горизонтальной структуры); открытое – закрытое (для обеих плоскостей).

В число правил организации внутреннего пространства русского и восточнославянского жилища XIX – начала XX в. входит различение двух центов дома: переднего угла и печи, выделение более освоенной, более ценной внутренней части жилища, в противоположность менее освоенной, менее ценной внешней части и др.

3. Семантизация пространства. Уже самые первые действия (выбор части пространства, заготовка материала) направлены на установление корреспонденций между выделяемыми объектами и планом содержания традиционной картины мира. Место, материал и время строительства оказываются соотнесенными с концепциями жизни, смерти, доли, богатства, бедности, плодородия и т.д. В этом смысле весьма показателен выбор средств чисто символических операций – гаданий при выборе места строительства, деревьев. В результате подобных действий элементы окружающего природного пространства расчленялись на два ряда объектов, имеющих смысл в дихотомии положительного – отрицательного. Дальнейшие ритуализованные действия можно рассматривать как наделение выбранного места и материала только положительными значениями, которые в итоге составляют концепцию жилища как наиболее освоенной части пространства.

Жилище в ходе строительства постепенно включалось во все актуальные для данной модели мира содержательные схемы, и прежде всего в схему макрокосм – микрокосм.

Установлений подобий между человеком, концепцией человеческой жизни и жилищем прослеживается на лексическом, изобразительном и обрядовом материале. В последнем случае характерным примером может послужить генетическая реконструкция так называемой строительной жертвы.

Не менее часто прослеживаются следы аналогий между представлениями об устройстве вселенной (макрокосма) и жилища. В ритуально-мифологическом плане показательны, прежде всего, концепции «мирового дерева», призванной «объяснить» устройство универсума, параллели между строительством и мифологической процедурой “создания” мира.

Таким образом, жилище прочно увязывалось с ритуальной схемой жизни человека и мифологической схемой устройства вселенной.

Подольская губерния


Герб Подольской губернии

В 1793 году в результате второго раздела Польши Правобережная Украина вошла в состав Российской империи.
27 марта 1793 года Екатерина II издала манифест о включении Правобережной Украины в состав России.

1 мая 1795 года образована Подольская губерния.
5 июля 1795 года она преобразована в наместничество.
12 декабря 1796 года вновь образованы губернии: Волынская и Подольская.

Центр Подольской губернии – г. Каменец-Подольский, с 1914 года – Винница.

В начале 20 века в губернии числилось 12 уездов, 154 волости, 17 городов и 7261 прочее поселение.

Объявление генерал-губернатором областей, отошедших к России, М.Н. Кречетниковым манифеста императрицы Екатерины II.
Рисунок Р. Штейна, гравюра Ю. Шюблера.

*****
Указ 17.323. Екатерины II от 1 мая 1795 года. Именной, данный Правящему должность Генерал-Губернатора Минскаго, Изяславскаго и Брацлавского Генерал-Поручику Тутолмину – О принятии присяги от жителей вновь присоединённых от Польши, при последнем ея разделении областей; об устройстве оных на основании Учреждения о Губерниях.

Рескриптом нашим генерал-фельдмаршалу гр. Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому от 18 марта с. г. между прочим повелели мы, чтобы все земли, начиная от прежних с нами пределов Галиции вдоль по старой границе областей австрийских до Буга, потом вниз по сей реке до рубежей литовских, объяты были от войск, в начальстве его состоящих, так, чтобы, замыкая сим остальную часть Волынского и часть Хелмского воеводств, лежащую на правом берегу Буга, все пространство сие действительно было в руках наших и чтобы гражданское и в сих землях постановляемое от нас правительство все довлеемые возможности имело не токмо привесть к присяге всех обывателей, но и управлять ими именем и властию нашею. Вследствие сего, получив от упомянутого генерал-фельдмаршала донесение, что все ему предписанное в самой точности выполнено будет, за благо признали мы вам повелеть:

1. На точном основании прежде данных вам и предместнику вашему гр. Кречетникову предписаний наших возлагаем на вас принятие присяги от всякого рода обитателей, живущих на землях, вышеупомянутою чертою объемлемых, в верности подданства на вечные времена нам и преемникам нашим. Присоединяя все пространство земель сих и с живущими тут к управлению порученных вам губерний, следует вам именем нашим объявить всем вообще и каждому особенно, кому о том ведать надлежит, что они уже, быв подданные державы нашей, как таковые и охранены будут и сопричитаются ко всем тем выгодам и преимуществам, кои изданным по воле нашей в 1793 г. в 27-й день марта от гр. Кречетникова манифестом новоприсоединенным тогда областям от нас пожалованы были.

2. По силе изданных от нас в 7-й день ноября 1775 г. учреждений земли сии немедленно разделить на округи и, сопричитая оные к устроенным уже округам в губерниях Брацлавской, Изяславской и области Каменецкой, из всех оных составить 3 губернии, а именно: Брацлавскую, Волынскую и Подольскую. Вы не оставите сочинить оным генеральные и специальные губернские и окружные карты, а равно штаты присутственным местам на точном основании учреждений наших, что все обстоятельно и во всех подробностях не замедлите представить нам на усмотрение и утверждение по примеру представлений ваших по Минской губ.

3. Таможни и пограничная цель и стража должны быть учреждены по новой границе сей. Местное положение всех управляемых вами областей, а равно и сих, ныне присовокупляемых по всем взысканиям и осмотрам, вами учиненным, довольно уже вам известно, так что, основываясь на оных, вы сделаете представление, где удобнее полагаете вы быть новым таможням по внешней границе вверенных вам губерний, начиная по Днестру от границы Вознесенской губ. вверх по сей реке до пределов Галиции и по границе сей области до Буга и вниз по сей реке до Литвы, где уже и учреждение пограничной цепи и стражи и таможен зависит от управляющего тою областью генерал-губернатора кн. Репнина. Штаты пограничным таможням, цепи и стражи и карантинам на Днестре по границе с Молдавиею и положения всему, коль скоро они готовы будут, вы не медлите поднести к утверждению нашему.

В заключение сего нужным находим удостоверить вас, что от всех воинских начальств вам всевозможные пособия подаваны будут по силе прежних и вам известных предписаний наших; равно и в том, что труды и деятельность ваша, устремленные с толиким жаром ко благу и пользе отечества, всегда приемля с особливым благоволением, не оставим мы трудную и нам особливо угодную службу вашу ознаменовать достойным награждением.

*****
Указ 17.352. Екатерины II от 5 июля 1795 года. Именной, данный Сенату “О учреждении Волынской и Подольской губерний первой из 13, а последней из 12 уездов.”
Всемилостивейше повелеваем Нашему генерал-поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Минскаго, Волынскаго, Брацлавскаго и Подольскаго Тутолмину . исполнить в Наместничествах Волынском и Подольском . составя первое из 13 округов, . второе из 12 уездов.

Указом 17.353. от 5 июля 1795 года утверждены штаты Волынского и Подольского наместничеств.

Карта Подольского наместничества. 1795 год.

*****
Указ 17.634. Павла I от 12 декабря 1796 года “О новом разделении Государства на Губернии”
. 6. Из бывшей Польской Украйны, Волынии и Подолии, к Империи Нашей присоединенных, за отделением достаточнаго количества душ и окружности для составления Киевской Губернии, составить две Губернии: Подольскую и Волынскую.

*****
Гражданские Подольские губернаторы:

Янов Петр Николаевич, с.с. 26 апр. 1797 – 1798
Юзефович Алексей Евстафьевич, д.с.с. 10 июля 1798 – 17 апр. 1800
Тензен Иван Петрович, д.с.с. 17 апр. 1800 – 1801
Чевкин Владимир Иванович, д.с.с. 1801 – 1808
Берг фон Петр Иванович, д.с.с. 1808
Литвинов Петр Максимович, д.с.с. 1808 – 1811
Сент-При Карл Францевич, гр. д.с.с. 1811 – 1816
Павловский Станислав Иванович, к.с., и.д. (д.с.с.) 1816 – 1822
Грохольский Николай Мартынович, гр. с.с. 31 дек. 1823 – 22 февр. 1831
Лубяновский Феодор Петрович, т.с. 22 февр. 1831 – 14 мая 1833
Лашкарев Григорий Сергеевич, д.с.с. 15 окт. 1833 – 25 июля 1834
Турчанинов Павел Петрович, ген.-лейт. 15 дек. 1834 – 17 окт. 1835
Лашкарев Григорий Сергеевич, д.с.с. 17 окт. 1835 – 27 янв. 1839
Петров Павел Иванович, ген.-м. 27 янв. 1839 – 13 нояб. 1840
Флиге Карл Яковлевич, ген.-м. 13 нояб. 1840 – 30 нояб. 1841
Радищев Александр Афанасьевич, ген.-м. 3 мая 1842 – 14 нояб. 1846
Сотников Василий Семенович, ген.-м. 14 нояб. 1846 – 22 нояб. 1849
Анненков Владимир Егорович, ген.-м. 29 нояб. 1849 – 9 дек. 1852
Вяземский Андрей Николаевич, кн. ген.-м., и.д. 9 дек. 1852 – 13 июня 1854
Степанов Михаил Васильевич, ген.-м., и.д. (утвержден 19 марта 1855) 13 июня 1854 – 6 нояб. 1856
Пфеллер Владимир Филиппович, д.с.с. 23 нояб. 1856 – 3 апр. 1860
Брауншвейг Рудольф Иванович, с.с., и.д. (утвержден 23 апреля 1861) 3 авг. 1860 – 12 июня 1864
Сухотин Николай Николаевич, ген.-м. 13 июля 1864 – 1 янв. 1866
Горемыкин Александр Дмитриевич, полковник, и.д. (утвержден с производством в генерал-майоры 1 января 1867) 1 янв. 1866 – 5 окт. 1869
Мещерский Иван Васильевич, кн. в зв. камергера, д.с.с. 14 нояб. 1869 – 11 мая 1873
Муханов Александр Сергеевич, в зв. камергера, д.с.с. 11 мая 1873 – 8 авг. 1877
Гудим-Левкович Сергей Николаевич, в зв. камергера, с.с. (д.с.с.) 23 авг. 1877 – 23 мая 1879
Милорадович Леонид Александрович, в зв. кам.-юнкера, с.с. (д.с.с.) 15 июня 1879 – 18 июня 1882
Батюшков Дмитрий Николаевич, д.с.с. 8 июля 1882 – 19 июля 1884
Валь фон Виктор Вильгельмович, Св. Е.В. ген.-м. 24 июля 1884 – 5 июня 1885
Глинка Василий Матвеевич, д.с.с. 5 июня 1885 – 31 авг. 1892
Нарышкин Александр Алексеевич, д.с.с. 23 сент. 1892 – 31 янв. 1894
Баумгартен Александр Павлович, д.с.с. 17 февр. 1894 – 25 нояб. 1895
Семякин Михаил Константинович, д.с.с. 9 апр. 1896 – 9 февр. 1901
Эйлер Александр Александрович, в зв. камергера, д.с.с. 14 февр. 1901 – 12 сент. 1911
Игнатьев Алексей Николаевич, граф, 12 сент. 1911 – 1915
Мякинин Александр Петрович, д.с.с. 1915 – 1917

Уезды Подольской губернии
Каменец-Подольский уезд
Балтский уезд
Брацлавский уезд
Винницкий уезд
Гайсинский уезд
Летичевский уезд
Литинский уезд
Могилёвский уезд
Ольгопольский уезд
Проскуровский уезд
Ушицкий уезд
Ямпольский уезд

Карта Подольской губернии. 1914 год.

Герб Подольской губернии
с официальным описанием, утверждённый Александром II в 1856 году.

Описание герба: “В лазуревом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ним крест золотой. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою”.

Ссылка на основную публикацию