Откуда взялись рыцари и зачем они строили замки. Как жили люди в Средние века

7 заблуждений о Средневековье

Средние века в Европе при поверхностном знакомстве производят впечатление максимально дикого и противоречивого времени. Кажется, тогда люди еще (или уже?) верили во всякую чушь и жили в грязи (причем недолго), над ними возвышались благороднейшие рыцари в сверкающих доспехах, а где-то севернее бесновались викинги в рогатых шлемах. Но стоит копнуть чуть глубже, чтобы понять — все это не более чем заблуждения, берущие начало из каких-нибудь сомнительных источников. Но если уж в наше врем фактчекинг далек от идеала, что говорить о том, что было раньше?

Люди в Средневековье не думали, что Земля плоская

Греческие астрономы еще в 6 веке до н. э. выдвинули теорию о шарообразности Земли. Этой теории следовали Платон и Аристотель; последний приводил неопровержимое доказательство: когда случается лунное затмение, тень от Земли круглая. В 240-м году до н. э. Эратосфен вычислил примерную окружность Земли.

В средневековой Европе шарообразность планеты не вызывала сомнений. Об этом упоминается даже в некоторых церковных текстах. Вычисления окружности Земли, составленные Эратосфеном, знал и использовал Колумб, правда, отверг их, посчитав, что Эратосфен преувеличивает. И удачно ошибся – если бы он был согласен с Эратосфеном, Колумб бы не решился на путешествие: слишком уж долго, по его мнению, было плыть.

Почему же многие до сих пор считают, что Колумбом, когда он отправился в 1492 году в свою экспедицию, руководило желание доказать, что Земля круглая?

Одной из самых известных биографий Колумба была «История жизни и путешествий Христофора Колумба», изданная в 1828-1830 годах в Лондоне. Написал ее Вашингтон Ирвинг — и большую часть колумбовой биографии просто придумал. В том числе и миф о том, что люди доколумбовой эпохи считали Землю плоской.

Люди не умирали в 35-40 лет

Ещё один распространившийся в интернет-эпоху миф: средняя продолжительность жизни в Средние Века в Европе (да и в России) была около 35-40 лет. А дальше начинаются объяснения: дескать, медицина была такая плохая, а войн и болезней настолько много, что люди очень быстро старели и рано умирали. Классическая манипуляция статистикой: речь ведь идёт о средней продолжительности жизни. А на нее очень сильно влияет катастрофически высокая детская смертность. Сейчас, спустя сотни лет, мы можем говорить лишь о порядках чисел, но умирал примерно каждый второй или каждый третий ребенок (от 30% до 50%).

Высока была смертность и в подростковом возрасте – просто потому, что иммунитет не успевал развиться достаточно для того, чтобы противостоять болезням и инфекциям. Ангина – умер, воспаление легких – умер, сломал руку или ногу – всю жизнь хромой, напоролся на рогатый сук в лесу – заражение крови, умер, и так далее. Ни антибиотиков, ни вакцин, ни хирургии, ни даже оббеззараживающих средств, кроме кипятка. Так что те, кому в Средневековье удавалось дожить до примерно 20 лет, имели все шансы прожить «нормальную» даже по современным меркам продолжительности жизнь – 50-60 лет. Не имея серьезной многочисленной прослойки взрослых и пожилых людей, средневековое общество просто не смогло бы передавать знания и развивать науку – если бы они и в самом деле жили всего по 40 лет, люди просто не успевали бы ничему толком научиться.

Поясов верности не было

Нет никаких документальных свидетельств о том, что рыцари, уходившие в дальние походы, заставляли своих жен надевать металлические «пояса верности». Сама их конструкция, в случае ношения пояса в течение хотя бы нескольких дней, из-за трения о кожу вызвала бы раны и в итоге привела к заражению крови.

Первое упоминание о поясах верности встречается в книге «Bellifortis» (1405) Конрада фон Эйхштетта: «Это тяжёлый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции» — подписана соответствующая картинка. Очевидно, мы имеем дело с сатирой – фон Эйхштетт иронизировал над мнимым целомудрием итальянок из Флоренции, Рима, Милана, Бергамо — все эти города названы местами, где делают такие пояса.

Реальные «пояса верности» все же появились в 18 веке. Они были кожаными и предназначались для предотвращения женской и мужской мастурбации, которая вплоть до 1930-х годов считалась вредной для здоровья. Но и этот миф, к счастью, уже развенчан.

Европейцы не были грязнулями

Почти везде вы встретите один и тот же набор фактов: об Изабелле Кастильской, которая мылась два раза за всю жизнь, гибели пап от дизентерии и чахотки, вечно вонючих рыцарях, и так далее. Выдернутые из разных контекстов и сведенные вместе, эти факты представляют апокалиптическую картину немытой и вонючей Европы.

Конечно, гигиенические стандарты Средневековья не соответствовали нынешним, но тем не менее нечистоплотность была неприемлема. Действительно, из-за дефицита дерева в Европе регулярную горячую ванну (на разогрев которой уходило порядочно дров) могли позволить себе лишь богатейшие люди; но для знати было обычным ежедевное обтирание влажной тканью; простой люд в городах посещал общественные бани и купальни. В 1417-м в Бадене, например, было 30 общественных бань. Фернан Бродель пишет: «что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки». В документах тех времен неоднократно упоминаются бани и банщики; есть и юридические документы с их участием. В IX-X веках в Европе уже вовсю торговали мылом, а после XV века наладили его промышленное производство: так, в Марселе в XVI веке уже работали минимум две мыльные фабрики.

Что касается Изабеллы Кастильской, то ее словам о том, что она мылась дважды в жизни, следует верить настолько же, как словам Бориса Ельцина о том, что он ляжет на рельсы. Демонстративное пренебрежение купанием было в Испании конца XV века, боровшейся за изгнание мавров и евреев, знаком принадлежности к христианам – то есть, вопросом идеологии. Изабелла и ее супруг Фердинанд II Арагонский были ведущими анти-исламистами, и таким парадоксальным образом королева сообщала своим последователям о своей стопроцентной приверженности христианству. Уверен, она мылась, мягко говоря, гораздо чаще, чем дважды в жизни – иначе как подданные могли бы заметить ее «нежный цвет кожи» и «золотистые волосы», неизменно присутствующие в описаниях ее внешности? Ну а что касается Людовика XIV, человека-эпохи, правившего 72 года – то, что он якобы не мылся, просто ерунда; лучше всего этот вопрос освещен здесь и здесь.

Викинги не носили рогатых шлемов

Кстати, викинги (и скандинавские народы в целом) были одними из самых чистоплотных в Средневековье — археологами обнаружены гребни для волос, зубочистки, инструменты для ухода за зубами, персональные умывальные приборы. А вот шлемов с рогами археологами не обнаружено — так откуда же они взялись на каждом втором современном изображении викингов?

В 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём изобразил викингов в рогатых шлемах в иллюстрациях к «Саге о Фритьофе» Есайаса Тегнера – так и появился миф, ставший еще мощнее после того, как костюмер Карл Эмиль Дёплер, готовя в 1876 году постановку оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов», использовал рогатые шлемы для костюмов «викингов».

Человек в шлеме с рогами, правда, изображен в узорах резьбы Осебергерской ладьи, найденной в 1904 году. Однако эта ладья была погребальной. Современные исследователи остановились на предположении, что рогатые шлемы использовались жрецами викингов в ритуальных целях. Но если они и существовали, то были очень редкими и до сих пор не обнаружены.

«Железная дева» – вымышленное орудие казни

Орудие казни, представляющее собой полую фигуру женщины, якобы работало так: когда в ней закрывали осужденного, искусно установленные с внутренней стороны гвозди пронзали тело так, что жизненно важные органы оказывались невредимы, и казненный медленно и мучительно умирал от потери крови.

Подлинной «Железной девы», видимо, никогда не существовало. Прежде всего, такую «деву» пришлось бы подгонять индивидуально под каждую жертву, иначе как получится не повредить сердце, кишки, легкие людей разной комплекции и роста? Верифицируемых источников о таком орудии казни нет. Легендарной является «Нюрнбергская дева», до наших дней, конечно, не сохранившаяся. Впервые ее показали не ранее 1802 года, утверждая, что она была сделана в раннем XVI веке. Подлинник ее якобы погиб во время бомбёжки Нюрнберга в 1945 году; однако известно, что уже в 1890-м году экспонировалась ее копия, которая впоследствии перепродавалась и сейчас находится в Музее Пыток (Medieval Crime Museum) в городе Ротенбург-на-Таубере. Кстати, она в кокошнике и похожа на русскую красавицу, а город-побратим Ротенбурга-на-Таубере – Суздаль. Русский след!

Рыцари не были образцами морали

Европейское рыцарство появилось в IX-X веках как мощная прослойка в среде военных – профессиональная тяжеловооруженная кавалерия, составленная из мелких землевладельцев. Прилагательное «рыцарский» ассоциируется с чем-то высокоморальным и благородным. При этом обратим внимание, что большинство текстов, описывающих рыцарские обряды и рыцарские принципы, появляются в XII-XIII веках – на закате рыцарства.

Для историка очевидно, что появление упорядочивающих сводов и правил сигнализирует о проблемах, на решение которых эти правила нацелены. Нетрудно понять, что в средневековой Европе тяжеловооруженный, сильный, обученный воевать мужчина чаще всего не видел никаких соперников и препятствий – горожане и крестьяне не имели никаких средств против металлических доспехов и тяжелого оружия. Огромное количество военных промышляло разбоем в соседних со своими краях. Великодушие явно не было добродетелью этих людей. В 1099 году войска крестоносцев, в их числе порядка 1500 рыцарей, взяли Иерусалим. За одну ночь было уничтожено более 10 000 мирных жителей всех полов и возрастов; ну а вообще в ходе многочисленных крестовых походов рыцари никогда не стеснялись грабить и вырезать население земель, через которые шли, вне зависимости от вероисповедания. В последующие века, когда с развитием государств рыцари перестали играть самостоятельную роль, их образ был постепенно романтизирован. В общем, все очень похоже на миф о кодексе «Бусидо», о котором я писал не так давно:

Послушайте исторический подкаст Бориса Замедина «Поручик Киже» — про мифы о русском дворянстве, преступный мир Российской Империи и многое другое.

Короли, рыцари и замки в средние века

В средние века государственное устройство всех стран Европы было примерно одинаковым. Страной правил король или император, который владел всей землей. Время от времени для осуществления какого-нибудь плана королю требовалась поддержка его подданных или дополнительные деньги. В этом случае он созывал собрание представителей знати, епископов, а также специально избранных на местах рыцарей и горожан, чтобы обсудить с ними свой план. Так зарождались европейские парламенты. Король жаловал землями своих приближенных, за что они должны были признавать себя его вассалами. В знак этого они преклоняли перед королем колени и клялись верно служить ему и, когда нужно, воевать за него. Эти люди назывались знатью. Каждый знатный землевладелец в свою очередь наделял землей приближенных к нему рыцарей, и они тоже приносили ему клятву верности — коммаж. Крестьяне работали на знать и на рыцарей и за это получали право жить на их земле. Такая система, при которой земля дается за работу или службу, называется феодальной системой.

Главной причиной для строительства замков стала как раз феодальная система. Владетельные суверены царили на принадлежавших им землях и распоряжались судьбами живущих на них людей. Стремясь увеличить размеры владения, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу. Потому — то и приходилось господам превращать свои дома в неприступные крепости. Так возникли замки.

Сначала они были скромными деревянными постройками, состояли из 2–3 этажей; внизу находилось подземное помещение с колодцем на случай долгой осады. Этот замок был защищен рвом и валом. Через единственную дверь в башне замок соединялся с миром — для этого существовал перекидной мост, который в случае опасности можно было бы убрать. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново.

Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. Это могли быть чужеземные захватчики, другие знатные землевладельцы или даже мятежные крестьяне.

Посвящение в рыцари

Мальчика, который хотел стать рыцарем, отдавали в дом знатного человека, чтобы он служил ему пажом. Его там обучали обращаться с оружием и правильно себя вести. Повзрослев, мальчик становился оруженосцем рыцаря и должен был прислуживать ему и сопровождать его на войну. В его обязанности также входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вёз доспехи ( снаряжение ) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, знатный воин или даже сам король посвящал в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.

Читайте также:  Гинекологические клиники в Москве - список частных клиник гинекологии

Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ своего нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньор наносил кулаком удар по затылку юноши, что было очень почетно. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость. Рыцарь должен был беззаветно служить Церкви, защищать сирот и бедняков, быть доблестным воином. Покровителем рыцарства считался святой архангел Михаил — победитель дракона и предводитель ангельского воинства, окружающего престол Господа. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Они стремились создать образ идеального рыцаря — честного и благочестивого воина Христова.

После посвящения новоиспеченный рыцарь обычно получал землю с живущими на ней в деревнях крестьянами. Это называлось манор, или поместье.

Турнир

Чтобы в мирное время не притупилось военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами.

На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла. Каждая знатная семья имела свой герб, который был нарисован на щитах рыцарей, чтобы их можно было узнать в доспехах. Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленном дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил.

Откуда взялись рыцари и зачем они строили замки. Как жили люди в Средние века

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее – с другой. В XI – XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.

Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов ‘обогнал’ замок Цоллернов – Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы – владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: ‘Гогенберг’ означает по-немецки ‘высокая гора’ (‘hohen Berg’). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас – немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта – один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 – 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 – 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Назначение турнира – демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: “Иду своей дорогой”, “Другим не стану”, “Вспоминай меня часто”, “Я осилю”, “Я не король и не князь, я граф де Куси”.

15 средневековых замков, будто из сказки

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки – молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие. Мы собрали в этом списке невероятно красивые замки, которые стоит посетить!

1 Замок Тинтагель, Англия

Тинтагель – средневековый форт на мысе одноименного острова. Замок граничит с деревней Тинтагель в графстве Корнуолл. Он был построен представителем династии Плантагенетов Ричардом в 1233 году. Однако Тинтагель часто связывают с другим известным персонажем – королем Артуром. Здесь он был зачат, рожден и отсюда увезен волшебником Мерлином во младенчестве.

С XIX века замок является туристической достопримечательностью и находится под владением принца Чарльза. Управлением занимается “Английское наследие” – британская государственная комиссия по историческим зданиям.

2 Замок Корвинов, Румыния

Этот замок в готическом стиле с элементами эпохи Ренессанса расположен в Трансильвании, румынском городке под названием Хунедоара, на скале у реки Злаште. Замок был построен в середине XV века отцом венгерского короля Матвея Корвина и передавался по наследству до 1508 года.

С той поры Корвинов сменил 22 владельца, и был открыт для посещения как музей. Замок по сей день является одним из чудес Румынии, кстати, по слухам, здесь семь лет провел в заточении сам Влад Цепеш, известный как граф Дракула.

3 Алькасар де Сеговия, Испания

Эта крепость испанских королей в наши дни является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок расположен на невероятно красивой локации – скала на месте слияния двух рек. Благодаря своему расположению, он является одним из самых узнаваемых замков в Испании.

В 1120 году Алькасар использовался как арабская крепость. Затем там располагалась королевская резиденция, артиллерийская академия и даже тюрьма. В настоящее время здесь находится военный архив и музей.

4 Замок Эльц, Германия

Замок Эльц считается одной из двух средневековых построек в нагорье Айфель, которые никогда не были разрушены или захвачены. Замок выдержал все войны и потрясения с момента постройки в XII веке.

Удивительно, что замком уже 33 поколения владеет одна и та же семья – Эльц, потомок которых и по сей день заботится о нем, сохраняя в первозданном виде. Владелец открыл его для посещения туристами, которых особенно привлекает сокровищница Эльца с ювелирными экспонатами и другими произведениями искусства разных веков.

Читайте также:  Можно ли аспирин с антибиотиком. Аспирин это антибиотик или нет. Можно ли пить антибиотики вместе

5 Виндзорский замок, Англия

Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

6 Замок Химэдзи, Япония

Этот замок рядом с городом Химедзи – один из самых древних на территории Японии. Его строительство, как крепости, было начато в 1333 году, а в 1346 году форт был реконструирован в замок. Долгое время он кочевал от одного самурайского клана к другому и лишь в 1600-х годах обрел хозяина. Тогда и была построена основная часть из 83 деревянных зданий замка.

На территории Химэдзи часто снимают фильмы, так как замок хорошо сохранился в своем первозданном виде. Кроме того, строение относится к Национальным сокровищам Японии и находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 Эдинбургский замок, Шотландия

Этот древний замок расположен на Замковой скале в центре Эдинбурга, столицы Шотландии. Около 300 с лишним миллионов лет назад здесь находился действующий вулкан! Первое упоминание об этом сооружении датируется 1139 годом, когда в королевском замке собиралась знать и служители церкви. Так продолжалось до 1633 года, но уже с той поры замок стал считаться сердцем Шотландии.

Стоит отметить, что эта крепость пережила 26 осад, что сделало ее самой атакуемой на Земле. Последние 150 лет Эдинбургский замок часто реставрировали, а сейчас он является главной туристической аттракцией Эдинбурга.

8 Замок Хивер, Англия

Замок был построен в XIII веке на юго-востоке Англии в графстве Кент, как обычный загородный дом. Он прославился благодаря тому, что здесь жила семья Болейн в период с 1462 по 1539 годы. В 1505 году его унаследовал Томас Болейн, отец Анны, жены короля Генриха VIII, свадьба с которой стала причиной разрыва Англии и Рима. Правда, после того, как королю наскучила новая жена, он казнил ее в Тауэре.

С тех пор Хивер переходил от одного хозяина к другому, но сохранил уникальные тюдоровские интерьеры. Сейчас замок используется как место для конференций, но также открыт и для публики.

9 Бойницкий замок, Словакия

Он считается одним из самых романтичных замков Европы. Его первое упоминание относится к 1113 году – обычный деревянный замок в Бойнице, который постепенно укрепляли. Официально крепость передал правителю Словакии, Матушу Чаку, король Венгрии Вацлав III в 1302 году.

С тех пор каждый новый хозяин реконструировал замок, и в итоге получилось самое посещаемое в Словакии место. Здесь снимали множество фантастических и сказочных фильмов. В замке также расположен Словацкий народный музей.

10 Замок Бран, Румыния

Крепость Бран – национальная достопримечательность Румынии. Изначально это была деревянная конструкция, которую основали в 1212 году рыцари Тевтонского ордена, а позже на собственные средства достраивали местные жители. В те времена сооружение служило оборонной крепостью.

Бран сменил много владельцев, но чаще всего его называют “замком Дракулы”. По легенде, князь Влад Чепеш, прозванный графом Дракулой, часто останавливался здесь и охотился недалеко от замка. В XX веке замок был подарен местными жителями королеве Марии Румынской, внук которой владеет им в настоящее время. Теперь в замке находится музей мебели и предметов искусства из коллекции королевы Марии.

11 Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Этот красивый замок, который признан одним из самых романтичных в Шотландии, находится на острове Донан – в месте встречи трех озер. В VII веке на острове жил монах-отшельник, в честь которого и назвали замок. В XIII веке была построена первая крепость, а сам Эйлен-Донан передан королем во владение родоначальнику шотландского клана Маккензи.

Строение было разрушено в 1719 году, и только в начале XX века клан МакРей приобрел замок и начал его реставрацию. Кстати, эту крепость можно увидеть в сериале “Чужестранка”.

12 Замок Бодиам, Англия

Земли, на которых теперь расположен замок, достались Эдварду Дэлингриджу после женитьбы. В 1385 году, во время 100-летней войны, он укрепил поместье, чтобы защитить окрестности от французов. Несколько десятилетий замок передавался из поколения в поколение. Когда в конце XV века род прервался, замок поступил во владение семейству Леукнор.

Позже Бодиам сменил несколько владельцев, каждый из которых внес в свой вклад в его восстановление, например, после осады во время войны Роз. В 1925 году, после смерти тогдашнего владельца, замок был передан в дар национальному фонду, который поддерживает его и теперь. Сейчас эту крепость возле деревеньки Робертсбридж может посетить любой желающий.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия

Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

14 Замок Арунделл, Англия

Этот замок был основан в Рождество 1067 года Роджером де Монтгомери (граф Арундел), одним из подданных Вильгельма Завоевателя. Позже он стал основной резиденцией герцогов Норфолков из рода Говардов, которые владеют им более 400 лет.

Замок перестраивался после повреждений в годы Английской гражданской войны в XVII веке, а также обновлен с возвращением моды на средневековые интерьеры. Хотя Арундел является частным владением, большая часть замка открыта для туристов.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция

Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Удобства средневековых замков, или Зачем уединяться в гардеробе

Но мало кто задавался вопросом, как отправляли естественные надобности «сильные мира сего» — короли, герцоги, графы и благородные рыцари? Неужели аристократические продукты жизнедеятельности также банально выплескивались на головы вассалам из окон опочивален?

Каждому отдельные удобства

Разумеется нет. Для средневекового замка удаление отходов являлось делом жизненно важным. В условиях, когда на ограниченной площади длительное время вынужденно находились сотни, а иногда и тысячи людей, антисанитария обходилась слишком дорого. Особенно дорого во времена осад замков, которые, порой, затягивались на месяцы и годы.

Первые крепости раннего средневековья в особых удобствах не нуждались. Построенные из дерева и грунта, они редко вмещали большие гарнизоны и еще реже попадали в длительные осады. Обычные ямы на территории двора, подальше от жилья и складов с продуктами, удовлетворяли всех защитников фортификации, от короля до безродного пехотинца.

Через прорези в гардеробе, при необходимости, можно было, между делом, обозревать театр боевых действий. При отсутствии смартфонов — деталь просто бесценная

Позже, когда крепости и замки начали возводить из камня, над проблемой туалетов пришлось поломать голову. Находиться в узких каменных колодцах замковых дворов рядом с выгребными ямами было невыносимо даже для не знавших мыла и мочалки рыцарей, поэтому туалеты выносили за пределы крепостных стен.

Разумеется, это выражение несколько образно и, желая сходить «по большому», защитнику цитадели не нужно было рисковать, пробираясь под градом стрел. Сортиры разместили в так называемых эркерах — архитектурных элементах, выступающих за габариты крепостных стен, наподобие обнесенных стенами лоджий.

Продукты жизнедеятельности в этом случае просто падали в крепостной ров или на головы осаждающих — как повезет. Поход в туалет был достаточно комфортным, если не считать пронизывающего ветра из отверстия зимой и сезонного риска получить стрелу или арбалетный болт в седалище во время вооруженных конфликтов.

Фрагмент картины Питера Брейгеля, написанной в середине XVI столетия

Тут нужно сделать отступление и сказать, что моду на эркерные сортиры переняли и некоторые горожане, которым повезло жить в домах у каналов и других водоемов. Туалеты похожей конструкции можно увидеть на полотнах Брейгеля и других средневековых живописцев.

Но вернемся от простолюдинов и мещан к людям благородным. В замках туалет над пропастью назывался просто и изысканно — гардероб. Почему это слово нынче используется в ином значении? Да все нормально — ничего не изменилось. В туалетах-гардеробах вельможи хранили свою одежду, подвешивая на крюках под потолком. Это делалось не из-за нехватки полезных площадей, а, как ни странно, с гигиеническими целями.

Ну ничего — кто-то и сейчас таким пользуется. А ведь это XV век, замок Бельмонте, Испания

Во-первых, в гардеробах всегда гуляли сквозняки, проветривая камзолы, мантии и рубахи, а во-вторых, в этих помещениях всегда царил аммиачный смрад, который знатно отпугивал насекомых-паразитов. Старшим по гардеробу обычно назначался младший оруженосец. С вывешивания над дырой сортира парадной и повседневной одежды шефа, начиналась карьера на службе у средневекового аристократа.

В больших замках решить проблему при помощи гардеробов было невозможно и отдельный туалет имели только самые знатные жители укрепления. Кстати, кое-где в качестве туалета использовали камин — под рукой и всегда тепло! Для массовых же отправлений естественных надобностей строилась отдельная башня, которую называли данцкер. Это было полноценное укрепление с мощными стенами и бойницами, но стоявшее немного в стороне от основных крепостных построек.

Замок Квидзын в Польше. Башня-данцкер с крытым переходом на переднем плане

Соединялся данцкер с основными укреплениями галереей, которую, в случае потери контроля над данцкером, можно было легко разрушить. К сожалению, туалеты контролировались не всегда — именно через отверстия сортиров враги попали в неприступную цитадель Ричарда Львиное Сердце — замок Шато-Гайар. Атакующие перешли из данцкера в крепость по галерее и устроили защитникам кровавую баню.

Данцкер замка Торунь, Польша. Кажется, под отхожими местами нынче палатки с пивом

Многие данцкеры строились над ручьем или специально вырытым рвом. В этом случае фекалии падали в воду и уносились течением. Во время засух, когда воды в канале не было, вонь разносилась далеко за пределы башни и от нее страдали даже жители основных замковых построек. Известен единичный случай, когда проблему смогли решить путем устройства на крыше постройки резервуара, служащего для сбора дождевой воды. Полученный таким образом запас использовали в целях смыва при длительном отсутствии осадков.

Уединение в данцкере

В данцкерах иногда располагались вполне официальные помещения. Из-за этого в 1183 году в немецком Эрфуртском замке случилась трагедия, в которой погиб цвет нации и империя едва не лишилась одного из самых почитаемых монархов. Фридрих I Барбаросса выбрал это укрепление в Тюрингии для празднования очередного рейхстага. В башне собралось огромное количество знати и прогнившие балки постройки, возведенной за три столетия до этого, не выдержали пафоса и блеска знати.

Данцкер одного из замков Каталонии, Испания

Перекрытие рухнуло, а под ним, по несчастливому совпадению, оказался не нижний этаж, а огромный канализационный резервуар. Все кто присутствовал на празднике упали с 12-метровой высоты и утонули, пардон, в дерьме. Сам Фридрих Рыжебородый спасся чудом, повиснув на окне наружной стены и продержавшись до прихода подмоги с лестницами и веревками.

Со стороны Эрфуртский замок и сейчас выглядит добротно, несмотря на возраст. 800 лет назад от него подвоха тем более не ждали

Итог трагедии был впечатляющим. Вот как пишет от этом историк:

Читайте также:  Папиллома вирусное заболевание женское фото

Но, как известно, что если кому то суждено быть повешенным, то он не утонет. С беспокойным императором Священной Римской империи и королем Германии, все было с точностью до наоборот. Фридрих I все-таки утонул спустя 7 лет после трагедии в Эрфурте, правда не в выгребной яме, а в горной реке Салеф, на территории современной Турции.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Как жили люди в Средневековье

Автор совета: Раис Галиахметов Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV – XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности.

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
– иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
– ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
– идеалы рыцарства;
– расцвет средневековой архитектуры – готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII – XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 – 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени – меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных – земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 – 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» – в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи – переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге – вино, на севере – пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев – миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире – окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас. Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».

Последние советы раздела «История»:

Как раньше праздновали Новый год в России
Почему 12 апреля называют Днём космонавтики
Что такое геральдика
Почему развалился Советский Союз

Ссылка на основную публикацию