Сколько на самом деле живут тибетские монахи?

Жизнь тибетских монахов

История тибетского учения, или как его ещё называют — «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.

Тибетская философия жизни

Имея много общего с классическим буддизмом, тибетское учение ориентировано на освобождение от земных страданий. Чтобы суметь дойти до конца, вступившему на столь нелёгкий путь, надлежит понять устройство мироздания. И здесь есть два варианта:

  1. «Путь малых возможностей» — спасение себя;
  2. «Путь больших возможностей» — ответственность за спасение других.

Какой бы из них ни предпочёл ученик, завершить восхождение к вершинам самосовершенствования, можно лишь практикуя философские догматы в дне сегодняшнем.

Физическая и повседневная жизнь

Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:

  • Правильное сочетание часов бодрствования и сна. Лишь вставая с первыми лучами солнца можно зарядиться энергией. Дневной сон монахи не приветствуют, поскольку он ухудшает физическое состояние и снижает работоспособность;
  • Утренняя групповая зарядка на склоне горной вершины с обливанием холодной водой в завершение. Это не только выработка дисциплины, но и укрепление здоровья, и обновление потока мыслей;
  • Молчание. Одной из причин отсутствия знаний об учении является приверженность тибетцев к молчанию. Сей принцип позволяет им избежать негативного влияния на свою ауру и поддерживать гармонию тела и души;
  • Говорить следует, взвешивая каждое слово. Оно, как и дело является отображением внутреннего несовершенства. Нужно уметь сдерживать бранные слова. И уметь вести исключительно разумные беседы;
  • Питание. Подбирается исходя из индивидуальных потребностей организма. Переедание в учении Тибета просто недопустимо, да и невозможно;
  • Монашеская одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлажденное или перегретое тело может стать причиной дисбаланса физического, и как следствие духовного состояния;
  • Недопустимы для последователей тибетского учения – драки, воровство и сексуальные извращения.

Духовная жизнь

Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:

  1. Живя сегодняшним днём, научись вести спокойный и размеренный образ жизни, сконцентрированный только на самом главном;
  2. Принимай настоящее. Постоянно требовать от себя и своего окружения чего-то лучшего, означает – пребывать в постоянном разочаровании. Мироздание нейтрально, у него свой ход времени и то, как мы его воспринимаем – это сугубо наше развитие;
  3. Анализируй происходящее. Благодари за хорошие события, ниспосланные свыше и своевременно извлекай уроки из отрицательных;
  4. Пойми, что физическая болезнь – это следствие духовного недуга;
  5. Стремись самостоятельно совершенствовать свой характер. Как вода точит камень, следует учить себя позитивному образу мышления: быть терпеливым, справедливым и мудрым в общении с другими и с самим с собой;
  6. Развивай себя в творческом плане, поскольку приближенность к искусству позволяет активизировать скрытые способности и куда глубже понять суть мироздания;
  7. Дай голос интуиции. Искать на стороне ответы на все свои вопросы – не самый успешный подход. В большинстве случаев ответ находится внутри нас;
  8. На пути к поддержанию баланса регулярно занимайся медитацией. И лучше всего делать это в тишине с первыми лучами солнца.

Как медитируют тибетские монахи

Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.

До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.

Первое, чему нужно обучиться тибетскому ученику – расслабляться. Лучшим показателем освоения практики является умение падать без последствий.

Следующий шаг – погружение в медитацию. Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей.

Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:

  1. Однонаправленная – концентрация на чём-то одном. К примеру, по первости монахи медитируют на маленькую жёлтую фигурку Будды и выделяют на это пару лет для полного освоения навыка. Будду визуализируют тяжёлым, для более стойкого удержания предметом;
  2. Аналитическая – повышение уровня осознанности и принятия момента здесь и сейчас.

Тренировки обычно проходят в тишине горных вершин, с заранее подготовленными запасами еды.

Как питаются монахи

Несмотря на мировой тренд последнего времени вести ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и придерживаться ПП (Правильного питания) – тибетская философия отталкивается от несколько иных принципов:

  • Количество пищи должно составлять ровно столько, сколько необходимо для полноценной работы организма, но не больше. Нельзя допускать дискомфорта в желудке;
  • Питание на основе белков и углеродов следует разделять. Плюс к этому – по причине того, что белки перерабатываются несколько более продолжительное время, следует распределять еду в течение дня, согласно этим характеристикам;
  • Исключить кофе. Причина того проста – негативное воздействие на нервную систему;
  • Тщательно пережёвывать пищу. Это позволяет быстрее и на более продолжительный срок насыщать желудок. А также избавить организм от возможных перееданий;
  • Следующим шагом является приучение к потреблению только одного вида пищи за один раз. К примеру, если на завтрак хлеб, то и есть следует только хлеб;
  • Вегетарианство. Среди монахов Тибета нет мясоедов. Они едят яйца, масло, сыр – все, что животные дают добровольно. Отдельное внимание отводится яйцам – во время физических нагрузок тибетцы подкрепляются белками, а умственных – желтками.

Но вся эта система рушится, если посмотреть правде в глаза. Питание монахов ужасно, лишь по той простой причине, что Тибет не является землёй обетованной, и там просто не растут все необходимые для качественного питания овощи и фрукты. То, что их меню состоит из 1-2 блюд в день, в которое входит всего 1-2 ингредиента просто не может полноценно насытить организм. И надо отдать должное — воздуху и образу жизни, благодаря которым, тибетские монахи умудряются дотянуть до 40 лет.

Продолжительность жизни

Мало кто знает о превратностях судьбы в становлении мировоззрения. Но слово «долголетие» — это первое, что приходит на ум, когда слышишь «Тибет». Ламам приписывают жизнь до 100 и более лет. Иначе и быть не может, ведь они владеют тайнами тибетской медицины. Только стоит учесть, что сколько уникальной бы она не была, ко всемогущим её всё-таки не отнести.

Наиболее известна таблица продолжительности жизни тибетских далай-лам, которая ярче других показывает, что в среднем они живут 43-45 лет. К самым долгожителям можно отнести лишь I Далай-ламу, что прожил в 14 в. до возраста 83 лет и умер от старости и XIV, который живёт до сих пор. И вот он-то возможно и доживёт до 100 лет, поскольку в силу политической неразберихи с Китаем, Далай-лама на данный момент проживает на территории Индии.

Что же касается простых жителей Тибета, то по официальным данным их средняя продолжительность жизни составляет 60-65 лет. Однако всего 100 лет назад этот показатель был ещё ниже и составлял Сверхспособности или выдумки?

Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем — как нет и стопроцентного опровержения.

Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:

  1. Туммо. Повешение температуры собственного тела. Навык более, чем необходимый, поскольку живя на высоте и в холоде ламаисты одеваются в достаточно лёгкую одежду. Есть даже такой экзамен, когда ученик должен сидя на снегу в ночь до наступления рассвета, высушивать на себе одежду каждый раз, когда её сухую вновь и вновь опускают в лунку;
  2. Практика замедления обмена веществ. Навык, который помогает сравнительно медленнее тратить энергию;
  3. Лунг-гом. Смысл чуда заключается в ходьбе по снегу с невероятной скоростью. Развить такую сверхспособность позволяют медитации на уменьшение массы тела. Бегуны, освоившие навык, способны преодолеть далеко не одну сотню километров без отдыха и еды;
  4. Также стоит вспомнить про владение чудом нетленности. Все мы слышали о феномене Итигэлова – лама, который в 1927 г. на 75 г. жизни погрузился в медитацию с наставлением своим последователям – эксгумировать его через 3 десятка лет. В итоге из бочки достали как будто спящего человека, без каких бы то ни было внешних изменений. Его хранители утверждают, что иногда на теле учителя выступает пот.

Правда и у этих чудес есть свои опровержения. Поэтому верить или нет – исключительно Ваш выбор.

Напоследок

Как написано ранее, одним из принципов жизнедеятельности ламаистов является принятие реальности, а не подмена желаемого на действительное. Следуя этому правилу, стоит заметить, что далеко не каждому дано закончить обучение тибетскому буддизму. Ибо путь долог и тяжёл. Но – если все жители планеты позаимствуют, хотя бы крупицу крупиц из этого учения, наш мир станет в разы лучше.

Жизнь тибетских монахов — как проходит день у буддийских лам?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ламы из Тибета славятся своей невероятной выдержкой, спокойствием, самообладанием, а об их физических способностях слагают легенды. В нашем современном суетном мире эти люди могут быть примером для подражания. Неудивительно, что мы хотим узнать их секреты.

Сегодня мы поговорим на такую интересную тему, как жизнь тибетских монахов. Статья ниже окунет нас в один день из жизни монастыря, покажет, по какому распорядку живут монахи, во сколько встают, чем занимаются, что едят, как поддерживают здоровье тела и духа и как обучаются.

Распорядок дня

Жизнь в монастыре нельзя назвать легкой. Это постоянная работа: над собой, собственным телом, умом, духом, работа на сельскохозяйственных угодьях, чтобы прокормить себя, в учебных классах, в свое личное время.

Тут нет места развлечениям, увеселениям, привязанностям. Здесь неважно, кто твои родители и какой у тебя был социальный статус.

Из личных вещей – только предметы гигиены, одежда, одинаковая для всех, и стопка книг. Из связи с внешним миром – машина, которая пару раз в неделю доставляет продукты.

Но именно такой отрешенный, уединенный, скромный, даже аскетичный образ жизни делает монахов настолько сильными. Они знают, что все зависит от распорядка дня, от привычек, которые нами иногда могут управлять. Именно поэтому монахи беспрестанно воспитывают в себе положительные качества, силу воли, чистоту мысли, крепость духа.

Режим дня в монастыре строгий, цикличный, и может показаться, что каждый день похож на предыдущий. Но это не совсем так: каждый день – борьба, самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование.

Основа всего – качественный сон. Ламы стараются высыпаться, при этом практикуют ранний отход ко сну и ранний подъем. Утро начинается с первыми лучами солнца.

В каждом монастыре могут быть свои распорядки, но примерный ежедневный режим монахов следующий:

  • 6.00 – подъем, восхождение на вершину горы или склона, групповая утренняя гимнастика, закаливание, солнечные ванны, медитация;
  • 7.00 – завтрак;
  • 7.30 – чтение мантр, медитация;
  • 9.00 – учеба, дебаты с однокурсниками;
  • 11.00 – обед;
  • 12.00 – выполнение общемонастырских работ (уборка, стирка, приготовление еды), обучение, изучение философии, медицины, буддийских текстов, иногда – боевых искусств, физические упражнения;
  • 17.00 – ужин;
  • 18.00 – обучение, дебаты, диспуты на философские темы;
  • 23.00 – отбой.

Важно, что быт монастыря монахи устраивают сами, поэтому каждый день они, кроме физических, духовных практик и учебных занятий, занимаются также хозяйственными делами. Например, убирают в кельях, аудиториях, во дворе, возделывают сельскохозяйственные угодья, дежурят по кухне.

Здоровье тела

Оздоровление тела начинается с самого утра, с первым глотком свежего горного воздуха, который насыщает весь организм необходимым ему кислородом. Сразу после пробуждения монахи отправляются на открытую местность, чаще всего на верхушку холма, где занимаются физическими упражнениями.

Самый распространенный комплекс утренних упражнений – комплекс йоги Сурьянамаскар, который так и переводится – «приветствие Солнцу». Светило насыщает человека положительной энергией ци, пробуждает все внутренние функции организма.

Гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и заканчивается медитативными практиками. Сложность и продолжительность варьируется от каждого монастыря и уровня подготовки послушников.

Кроме того, монахи закаливаются, обливаясь холодной водой или обтираясь снегом, если монастырь находится на вершине заснеженного горного пика. Закаливание повышает иммунитет, укрепляя здоровье в целом.

Затем следуют солнечные ванны, которые длятся не менее 10-15 минут. Кроме мощного заряда энергии, которое дарит солнце, оно становится хорошей профилактикой кожных заболеваний. В течение всего дня монахи часто продолжают физические и дыхательные практики.

Питание

Другой секрет здоровья лам заключается в том, что и как они едят. Трапеза в монастыре – это не шумное застолье и повод посплетничать. Обычно приемы пищи здесь проходят в неторопливой тишине, в добром расположении духа, сопровождаемые молитвами.

Что касается еды, то они считают, что главная ошибка здесь может заключаться в переедании, которое влечет за собой лень, апатию, а с ними недуги, ожирение. Монахи употребляют питательные блюда, которые способны насытить их для выполнения физического труда, но при этом выходят из-за стола с чувством легкого голода.

Некоторые послушники являются вегетарианцами, однако обычно едят яйца. Но даже те, кто употребляет мясо и рыбу, придерживаются принципов раздельного питания: продукты, насыщенные белками, не могут подаваться вместе с углеводной пищей, а за одну трапезу лучше съедать единственное блюдо.

Интересно, что тибетцы обычно не употребляют кофе, зато их излюбленный напиток – часуйма. Это смесь чая пуэр, молока, масла и изрядно количества соли.

Спокойствие ума

Вывести тибетского монаха из равновесия – непосильная задача для любого. Они немногословны, даже между собой не ведут долгих диалогов и задушевных бесед. При этом словно вся энергия направлена на внутреннее созерцание и успокоение ума.

Такое состояние достигается путем долгих тренировок, медитаций. Но есть одно универсальное вспомогательное средство – звук.

Неспроста первые поющие чаши появились в Гималаях. Входя в резонанс с окружающим пространством, волновые вибрации трансформируются в звенящую мелодию, которая помогает настроиться на гармоничный лад, достичь состояния равновесия, а при продолжительной терапии – избавиться от болезней.

Другой способ звукового успокоения – чтение мантр, которые тихонько нашептываются и своей энергией заполняют все пространство вокруг. Кроме того, существует еще один метод управления звуком, подвластный в основном только тибетским ламам. Название ему – горловое пение.

Эта удивительная техника рождает гортанные мелодии, тем самым улучшая кровоток, нормализуя давление, стимулируя мозговую деятельность певца. Когда слушаешь это пение, то воображение отказывается верить, что человек способен издавать такие диковинные звуки.

Если вы хотите больше узнать о технике горлового пения, а также послушать его, почитайте эту статью.

В продолжение темы мы рекомендуем вам также почитать статью Монахи Тибета и их способности — тайны буддийских лам

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть здоровье, бодрость, гармония тела и духа не покидают вас.

Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее своим друзьям в социальных сетях!

Подписывайтесь на наш блог, и мы будем присылать вам новые интересные статьи на почту.

Сколько на самом деле живут тибетские монахи?

Виктор Востоков достиг в жизни всего, о чём может только мечтать большая половина человечества.

Он независим от социума и занимается исключительно творчеством. Белый лама, целитель, писатель, фармаколог, фармацевт, психотерапевт, физиотерапевт, химик, алхимик, технолог лекарственных препаратов, генерал-майор медицинской службы, президент Академии – далеко не полный перечень профессий и должностей Виктора Востока, который родился в далекой тувинской деревне и уже в 8 лет попал в закрытый тибетский монастырь.

– Я жил за границей 20 лет, работал в Непале, Индии, Тибете, Монголии, Лаосе, других странах Юго-Восточной Азии. Я был тибетским монахом, жил без паспорта, без прописки, без трудовой книжки, без визы. Люди меня уважали, считали за святого человека, потому что я ходил с посохом и с барсом ,на животе которого спал по ночам. Я его взял еще котенком, когда жил в монастыре, воспитал, и он был моим вторым «я». Барсы – это чистокровные животные, у них нет блох, вшей и тому подобное. Я изучал знания многих народов мира, встречался с такими народностями, о которых многие даже и не слышали.

– С чего началось ваше обучение? Как вы попали к монахам, в какой монастырь?

– Я учился в монастыре в Монголии. Туда я попал в 8 лет после смерти родителей. В 4 года я уже ездил на лошади, в 5 пас лошадей в ночном. Ко мне очень жестоко относились в деревне. Я ушел в горы и жил тайге в таком месте, через которое проходила тропа по которой путешествовали очень необычные люди. Это были дважды рожденные, мастера боевых искусств, бродячие философы, тувинские ламы, монгольские ламы, шаманы. Осенью, когда наступили холода, два тибетских монаха взяли меня в Монголию. Граница в те годы слабо охранялась, и я попал в монастырь с закрытой системой «Шоо-дао» – «Путь к бессмертию». Этот монастырь готовил монахов, которых невозможно убить. Если бы не боевые искусства, я уже давно лежал бы в сырой земле. Я мастер цигун «Золотой барс». Это стиль пяти котов – шатфу-фань. В его основе лежит система движений тигра, леопарда, пантеры, барса и кота. Это секретный стиль и даже китайские мастера не все его знают, а я, русский, знаю. У меня был барс и я перенял у него все повадки.

– Система помогала вам отбиваться от врагов?

– У человека 70 смертельных точек, можно просто пальцем ткнуть и всё. Я лично не дерусь ни с кем. Ругаться, драться, нервничать, переживать – это не моё.

– Вернемся к вашему детству. Кем были ваши родители? От них вы что-то успели перенять?

– Моя мама была народным целителем, повитухой, обладала сверхспособностями. Она правила животы, принимала роды. Я родился в Туве, а там, как вы знаете, всегда было тяжело с медицинским обслуживанием, особенно в те годы. Она принимала самые сложные роды безболезненно для женщин, без кесарева сечения. А у нас миллионы женщин портят кесаревым сечением. Когда я приехал в Россию, увидел, что у нас всё как-то неправильно – с ног на голову поставлено. У женщин неправильно принимаю роды и на спине лежать нельзя. В Туве и в Монголии, где народы сохранили свои традиции, натягивают веревку в юрте, женщина ложится на нее и безболезненно рожает ребенка. То есть под тяжестью своего веса плод сам выходил из лона матери. А в больницах женщина лежит, ее мучают всякими родовспомогающими.

Мой отец тоже был знахарь. Я начал лечить людей с 6 лет. К нам постоянно приходили люди. Однажды к нам пришел человек, который разрубил себе руку, а мать с отцом были на покосе, как обычно летом в деревне, и мне пришлось оказать больному первую медицинскую помощь. Я сначала остановил ему кровь при помощи заговора (молитвы), много лет спустя я и в Афганистане проводил операции без наркоза. Промыл марганцовкой рану, взял мумиё, наложил марлевую повязку. Через два мужчина пришел к нам и поразил моего отца, сказав: «Твой мальчик вылечил мне руку».

– В основе ваших знаний лежит тибетская медицина или вы еще где-то обучались?

– Я собираю знания у многих народностей мира – у тункан, у уйгуров, тофаларов, узбеков, перечислять очень долго всех. Я собирал эти знания, синтезировал их. У меня написано 45 книг на 6-и языках: я писатель украинский, болгарский, латышский, монгольский, тувинский, хакасский. Я член Союза писателей России. В моих книгах даны знания для каждого. Я прожил очень большую приключенческую жизнь. У меня 60 лет врачебного стажа.

– В России довольно тяжело заниматься целительством не имея специального образования…

– Я физиолог ПНД, закончил кроме тибетских школ, МГУ имени Ломоносова и институт имени Патриса Лумумбы. Лечить людей – мой крест. Иногда приходится воевать с Минздравом, у нас народная медицина не признана наукой. Она признается только в Туве, Бурятии и Калмыкии.

– Кроме Афганистана вы еще где-то лечили людей в государственных учреждениях?

– И в больницах работал, и в институтах. Насмотрелся на всё. Самое главное – сейчас я работаю сам у себя, занимаюсь творчеством.

– Вы – буддист?

– Я – космический человек. Бог един и неделим. Только глупые люди подразделяют людей на нации. Буддизм – самая терпимая, демократическая вера, которая признать другие религии. Остальные вероучения враждуют друг с другом. Кстати, буддизм – это не религия, а наука. Буддовость – достижение просветления, и буддизм ставит своей целью просветлить любого человека, избавить его от страданий. Существует восьмеричный путь – Дао, который позволяет освободиться от страданий. Я жил в Узбекистане, я же не мог там говорить, что я – Христианин.

– В Узбекистане вы тоже лечили или добывали знания?

– Когда я оказался в Самарканде, девочку сбила машина, приехала «Скорая помощь», врач подошел, послушал сердце, оно не работает – пульса нет, сердце не бьется, дыхания нет, зрачок не реагирует, жара – 40 градусов и ее быстрее в морг. В морг отвозят 5-7% живых людей. Это данные Минздрава. Но старейшины сказали: «Нет, в морг ее не отвозить! У нас есть белый хабиб, пусть он покажет свои способности и исцелит девочку». Я сначала, конечно, испугался, думаю: «Ну, я попал!» Потом решил так, если я оказался в этом месте в это время при сложившихся обстоятельствах, значит, я должен спасти эту девочку. Достал из кармана серебряные иглы и поставил их в 7 точек оживления (всего существует 20 таких точек по выведению человека из мертвого состояния в живое) и стал молить Бога, чтобы он помог спасти эту девочку. Потом мне пришла мысль, что нужно принести свежий хлеб. Батыры принесли чурек. Запах тоже лечит, он попадает через нос в мозг. Я положил кусочек лепешки девочке и стал ей давать энергию с помощью тай-чи и других упражнений по набору энергии, которые я узнал в монастыре. Занимался с ней 15 минут и знал, что если за это время она не оживет, то дальше уже бесполезно что-то делать. Мозг, как известно через 5 минут у людей умирает, но не у всех. У лам не умирает, они будут жить вечно. Девочка через 15 минут открывает глаза, мама падает в обморок, и я уже не знаю, кого спасать. А мальчишки там шустрые (мне очень нравятся узбеки – хорошая нация), я им кричу: «Скорее воду несите». Плеснул на женщину ведро и она очнулась. Девочке я стал сразу растирать руки, ноги, и она пришла в себя. Так я спас 12-летнюю девочку от смерти.

Именно с этого момента начался мой звездный путь, раньше я был бродягой, ходил в грязных сапогах, телогрейке, был странствующим монахом. А эта девочка оказалась дочкой первого секретаря Талды-Курганского обкома партии, хозяина района. Меня сразу стал там уважаемым человеком, отвезли в магазин, где приодели в английский костюм и я сразу стал другим человеком.

– Вы были во многих экзотических местах. Что особенно вам запомнилось, какие люди?

– Есть в Восточных Саянах такие люди – тофалары. Вы слышали о них?

– Слышал. Правильнее их было бы назвать тофы.

– Да. Я был у них в гостях, они приняли меня за своего человека. Тофы – природные люди, и почувствовали, что я такой же природный человек. Они увидели, что я хорошо знаю животных и могу с любым быстро найти общий язык. Все звери в тайге – мои друзья. Деревья, водопады, горы, эльфы и гномы – все мои друзья и братья. Мне иногда бывает смешно, когда люди бояться зверей. Многие ходят в тайгу, чтобы кого-то убить, а я, прожив в тайге 7 лет, спасал зверей от злых людей. Я убирал самострелы, закапывал волчьи ямы, ломал капканы, спасал зайцев и волков от злых людей. Когда попал к тофаларам, в деревню пришел медведь, они стали бегать и искать карабины, ружья. Я им говорю: «Зачем вам это? К вам гость пришел». Я попросил их зайти в дома и просто подождать, когда он уйдет. Медведь походил-походил и ушел.

Там была одна целительница – Марфа. Очень важно для человека иметь сокровенные знания, которые помогут в повседневной жизни. Чем тибетская медицина выгодно отличается от других? В том, что тибетские ламы, целители используют все, что нас окружает, является целебным – вода, деревья, земля, глина, растения, животные. Когда я встретился с Марфой, у неё болела спина. Я простым движением поставил ей позвонок на место, и они меня сразу зауважали. Марфа знала тайную силу растений. Все цветы, травы – живые. К сожалению, у нас нет правильного воспитания. Как вы знаете, Пушкина воспитывала няня Арина Родионовна, она была ведуньей и обучала его магии окружающей природы.

С любым растением можно поговорить. Когда я был в Индии, я увидел одну девочку, которая сидела и разговаривала с цветком. Туристы поражались, когда она рассказывала им подробности из их жизни. Цветы – также, как и человек, имеют мозг, нервную систему. Даже кактус. Он, например, очень хорошо помнит человека, который входит в комнату. За границей проводились эксперименты парапсихологическими институтами и вы можете почитать результаты их исследований на эту тему.

– Почему именно в Тибете сохранись сакральные знания?

– Потому что он недоступен был многие годы. Особенно туда не пускали европейцев. Одна отважная женщина мадам Александра Давид-Неэль – была первой женщиной, которая проникла в Тибет. Она побрилась наголо, намазала лицо сажей и вместе с одним ламой путешествовала по Тибету 10 лет. Она прожила 101 год, благодаря своим знаниям. У неё есть книги, самая известная – «Магия и мистика Тибета».

– А сколько живут ламы?

– 108 лет минимум. А тибетские монахи и гималайские йоги живут 300-400 лет. Вы можете поехать и проверить, но они с вами не будут знакомиться. Они не любят общаться с людьми. Так как возникает много проблем.

Тибетский монах должен знать и уметь всё, и вы тоже должны знать и уметь всё.

Школа Самопознания

Тибетское долголетие

Возможно вы слышали или читали в интернете легенды о тибетском долголетии. Предлагаю прямо сейчас исследовать этот вопрос.

Кстати, источником тибетской молодости авторы считают эликсир из чеснока, лимонов (все по 10 головок) и 700 мл меда. Они обещают – что три раза в день по чайной ложке этого эликсира перед едой сотворят чудо: уйдут угри, разгладится кожа, пройдет хроническая усталость, улучшится потенция и менструальный цикл, возрастет иммунитет, наступит облегчение в хронических заболеваниях. В общем вернется молодость, и вы проживете долго и счастливо.

Не буду останавливаться на сложном влиянии на организм (особенно с хроническими заболеваниями) ежедневное сочетания чеснока, лимонов и меда. Не стану предлагать задуматься о печени, зубной эмали и холецистите..

Давайте задумаемся над более общим и важным вопросом, а действительно ли существует тибетское долголетие?

В легендах о тибетском долголетии рассказывают о том, что минимальная жизнь тибетского монаха была 100 лет, а в основном больше.. О том что некоторые монахи до сих пор живы с 16 века.. О том что молодость и долголетие более 100 лет происходят в силу духовного развития и особой тибетской медицины..

Но так ли это на самом деле?

Разумеется, в рамках нашего проекта “Долголетие” мы не могли пройти мимо этой интересной и важной темы, поэтому постарались разобраться в вопросе.

Что такое Тибет

Тибет – район Центральной Азии, находится на Тибетском нагорье. Отличительные черты – тибетский язык и религия: тибетский буддизм.

В 1950 году армия Китая присоединила Тибет. Бывшее правительство Тибета, во главе с Далай-ламой (дословно великий учитель) подписало документы о присоединении к Китаю и с тех пор находится в Индии.

С той поры Тибет входит в состав Китая как Тибетский автономный район и несколько автономных округов в провинциях, столица Лхаса.

Условия жизни и долголетия в Тибете

Как живёт коренное население Тибета?

Исследуя вопрос долголетия в Тибете, мне попался интереснейший документ – предварительный протокол заседания №20 ВОЗ (скачать) в Женеве, датированный 29.05.1975.

Зацитирую отрывок из него:

Г-жа TZUJENCHOKA (Китай) пояснила:
До 1951г. массам тибетского населения не оказывaлось никакой медицинской помощи и не предоставлялось лекарственных средств, a поэтому наблюдалась очень высокая смертность матерей и детей .

Страна находилась в состоянии застоя c упадком в экономике и вырождающимся населением, среди которого свирепствовали инфекционные болезни .

*** В настоящее время (1975 год!) был предпринят также целый ряд профилактических мер: была начата массовая патриотическая кампания по улyчшению санитарного состояния городских и сельских районов c тем, чтобы улyчшить гигиенические условия, yничтожить паразитов или ликвидировать болезни, a также изменить личные привычки .

Были пpоведены кампании по иммyнизации против некоторых болезней, a оспа и холера были ликвидированы .

Оснований не доверять очевидцу нет: она подробно рассказывает сколько больниц открыли, сколько медиков обучено, насколько охвачено население медпунктами.

За время китайского правления в Тибетском автономном районе утроились сборы зерна, поголовье скота.

Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет , само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек.

Картина о долголетии тибетцев складывается не очень красивая.

В последние годы у тибетцев можно выделить 2 серьёзные проблемы.

1 проблема: гибель многих тибетцев в период затяжного конфликта с китайскими властями. И конфликт этот длится по сути до сих пор: последнее крупное выступление было в 2008 году перед Олимпиадой в Пекине

Заключение Конгресса США, 1987 год:

. более 1,000,000 тибетцев погибло с 1959 по 1979 год , что явилось прямым следствием политической нестабильности, казней, тюремных заключений и крупномасштабного голода

2 проблема: коренное население Тибета испытывает трудности всвязи с тем, что его теснят китайские мигранты в ущерб коренному населению. Соответственно сложности с устройством на работу, низкий уровень жизни и т.д.

Возможно ли долголетие в данной ситуации, по крайней мере для основного населения?
Очевидно что ответ отрицательный. Для основной массы тибетского коренного населения вопрос о долголетии не стоит.

Идём дальше.
Возможно счастливо и долго живут отдельные тибетские монахи?

Факты о долголетии тибетских монахов

Чтобы считаться полноправным буддийским монахом (брикшу) необходимо чтобы посвященному исполнился минимум 21 год, и он принял положенные обеты (по разным источникам 227 или 253 обета).

Тибетская медицина была сосредоточена в монастырях, и знаниями обладали только посвященные, монахи. А главным хранителем тайн тибетской медицины являются далай-ламы.
Логично в этом случае предположить, что именно высшие монахи должны обладать максимальным здоровьем и долголетием.

Посмотрим на факты. Ниже таблица с датами жизни Далай – лам с 1391 года (Вики)

Мы видим, что ни о какой продолжительности жизни 100 и более лет речи не идёт.

Вывод о тибетском долголетии:

Слухи о тибетском долголетии сильно преувеличены.
Однако хочется верить в чудо, что где-то там далеко люди всё-таки овладели чудом долголетия..

При этом мы ни в коем случае не отрицаем тибетской медицины или её эффективности – данный вопрос в рамках этой статьи просто не рассматривался.

Как прожить сто лет! Тибетский рецепт долголетия

ПРОЖИТЬ двести лет (ну или, по крайней мере, сто) – было мечтой человека с давних времен. Поп-звезда Майкл Джексон спал в барокамере, дыша чистым кислородом; Иосиф Сталин финансировал опыты академика Лебича, пытавшегося найти эликсир жизни, а великий художник Илья Репин ел суп из сушеной травы, веря, что это поможет ему “протянуть еще полстолетия”. Результаты известны: Джексон в итоге плюнул на кислород, Лебич умер в 65-летнем возрасте (на что Сталин заметил: “Вот жулик, всех обманул”), Репин дожил до 86 лет – неясно, благодаря ли поеданию сена. Лишь в Тибете уже пару тысяч лет существует детально разработанная система, которая подробно описывает все, что человеку следует делать, чтобы прожить сто и больше лет.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ “АиФ” отправился в “маленький Тибет” северной Индии – отдаленный район в Гималаях, где в городке Дхармсала сосредоточены резиденция далай-ламы, масса буддийских монастырей и главный институт тибетской медицины. С первых дней удалось понять – дожить до ста лет легко. Вопрос в том, появится ли у кого-то желание стать долгожителем при столь драконовских условиях.

Смертельные комплименты

ПЕРВЫМ делом, согласно нашим древним медицинским книгам, нужно быть очень осторожным, – рассказал в эксклюзивном интервью “АиФ” духовный лидер Тибета далай-лама Тенцзин Гьятцо. – Следует постоянно носить с собой минимальный запас лекарств от ушибов, отравления и кровотечений. Вы думаете, это паранойя? Но ведь каждый день сотни людей истекают кровью в ожидании “скорой”. Тибетская система долголетия не терпит наплевательского отношения к себе.

Как рассказали мне в монастыре Капан, человек должен делать все, чтобы уничтожать причины болезни на корню. Например, если совершил плохой поступок, нужно заменить его хорошим, иначе совесть вызовет “воспаление крови”. Врагов рекомендуется усмирять “мирными способами” – месть влияет на повышение температуры и учащение биения сердца. Девушкам не ст`оит слушать комплименты – лесть тоже способствует ненормальному сердечному биению. Самодовольство и хвастовство ухудшают состояние печени, а хуже всего зависть, вызывающая целый букет проблем – головную боль, воспаление желчного пузыря и даже расстройство желудка.

Солнце похищает силы

У МЕНЯ часто спрашивают: а что надо есть, чтобы долго жить? – смеется заместитель главного врача клиники тибетской медицины “Мен Тцее Ханг” Локхан Томуп. – Не нужны какие-то особенные цветы с горы Эверест и рыбы из океанских впадин. Но если отбросить шутки, то правильное питание очень важно, особенно по сезонам. Например, зимой от холода коже нечем дышать, и если есть в это время мало, то силы начнут убывать. Поэтому необходимо есть мясо, иначе организм начнет увядать. Весной же солнце похищает силы, поэтому нужно не забывать про сладкое и пить разбавленное вино. Часто люди умирают летом, потому что под солнечными лучами накапливается желчь. Чтобы от нее избавиться, следует опять-таки поглощать сладкое и соленое, то же самое – и осенью. В общем, если вкратце: зимой нужно есть теплую еду, весной – грубую пищу, осенью и летом – что-то прохладное. А самое полезное съедобное существо, чье мясо способствует долгой жизни, – это обыкновенная курица. Но только обязательно свежая, а не мороженая – иначе ее качества потеряются.

Что мне сразу не понравилось – по тибетским представлениям ночь предназначена сугубо для сна, и не высыпаться – значит сокращать себе жизнь. Восстановить силы можно, только поспав на следующий день на голодный желудок. Кстати, согласно тибетской медицине, людям, “болеющим чем-то” (а кто из нас чем-то не болеет?), рекомендуется пару часов спать после обеда (но не более – иначе неизбежно “увеличение веса и частые простудные заболевания”). Нельзя терпеть, когда хочется заснуть или когда испытываешь голод. Вредно глубоко нырять во время купания, так как от частых задержек дыхания в будущем могут быть проблемы с легкими. Идеальная же местность для будущих долгожителей – “красивая, гористая территория с чистой почвой, защищенная от воздействия сильных ветров”. Кстати, даже в СССР долгожителями были в основном выходцы с гор Кавказа.

Всем (и мужчинам, и женщинам) предписывается носить золото, так как оно “продлевает жизнь и очищает кровь” – таким образом, шанс дожить до ста лет имеет большинство “новых русских”. По вопросу о влиянии на продолжительность жизни секса удалось выяснить следующее: зимой можно заниматься “этим” хоть каждый божий день, а вот летом – не больше одного раза в две недели, иначе такое занятие “высушит тело” – равно как и сексуальное воздержание, от которого последствия еще хуже. Ну и строго-настрого запрещен секс во время “критических дней”, он одинаково вреден как даме, так и джентльмену, приводя обоих к “глобальному обрушению иммунитета”. Зато долголетие стабильно обеспечено, если оргазм мужчины и женщины происходит одновременно.

Жуйте столетник

ОТНОСИТЕЛЬНО лекарств, способствующих долгой жизни, могу сказать следующее – они должны быть только натуральные, из трав, засушенных особым образом, чтобы они не потеряли своих целебных свойств, – объясняет главврач тибетской клиники в Катманду Тцеринг Лэнг. – Чем больше вы пьете пилюль на химической основе, тем быстрее роете себе могилу. Для того чтобы достичь ста лет, тибетцы также принимают пожизненный (!) цикл так называемых precious pills (о них “АиФ” уже писал в предыдущих номерах. – Авт.), состоящих из 130 различных компонентов – трав и минералов, но далеко не всем они по карману. Однако, если человек хочет прожить долго, но у него нет денег, ему не следует забывать про отвары из трав, лучше всего из тех, что собраны в мае: в них больше пользы. Клевер, столетник, даже лопух – вот чем люди лечились в прошлые века. В целом замечу: долголетие – это образ жизни, а не только прием по назначению врача определенных лекарств. Если вы будете придерживаться “кодекса долголетия” во всем – в характере, питании, лечении, образе и месте жизни – даже не стоит сомневаться, что проживете целый век.

Уезжая на джипе по горной дороге из Дхармсалы, я вспомнил сказанное мне: носить с собой лекарства, отрицать комплименты, не мстить врагам, не терпеть голод, жить в горах и пить отвар из клевера. Много ли народу согласится на такие условия? Как пить дать – немного. Возможно, поэтому мы так мало и живем.

Кстати

МНОГИЕ из долгожителей отнюдь не вели смиренный образ жизни. Например, знаменитый табачный фабрикант Зино Давидофф вплоть до своей смерти в 88 лет курил крепкие сигары из черного табака в немыслимых количествах. Сигары же (15 штук в день) “смолил” и британский премьер Уинстон Черчилль, любивший часто выпить армянского коньяка. Это не помешало ему прожить 90 лет. Любимица Гитлера, немецкий кинорежиссер и автор пропагандистского фильма “Триумф воли” Лени Рифеншталь, умерла совсем недавно в возрасте 101 года – как сказала она, причиной ее долголетия была частая смена молодых любовников. С другой стороны, академик Дмитрий Лихачев, немного не доживший до 93-го дня рождения, утверждал, что долгая жизнь возможна, если человек занят любимым делом (для него это была наука). А вот известный тибетский долгожитель, обычный крестьянин Нгаванг Таши (упокоившийся в возрасте 112 лет) говорил, что он жил так долго, потому что “не имел врагов, но зато был окружен всеобщей любовью многочисленных детей и внуков”.

Анекдот в тему

– У меня дед – долгожитель. Пойдет, бывало, в лес, встретит кукушку и спрашивает: “Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?” А она отвечает: “Много, много, только на горло не дави!”

О долголетии тибетских монахов

О секрете долголетия тибетских монахов говорят много.
Но факты говорят о другом — продолжительность их жизни весьма скромная. И на этой странице мы приведём простые и очевидные факты.

Интернет пестрит сногсшибательными утверждениями о невиданной продолжительности жизни тибетских лам. Например, такими:

«Тибетские монахи известны своим долголетием», «Трудно поверить, но многие тибетские ламы проживают жизнь, превышающую 100 лет!», «Средняя продолжительность жизни тибетского ламы — 90-100 лет!!», «Монахи, выполняя всего 5 упражнений, живут до 120 лет. », «Есть немало сообщений о том, что тибетские монахи живут по 250–400 лет. »

В общем, чудеса и только. Главным секретом невиданной живучести тибетских лам называют то «природный» образ жизни, то древнюю тибетскую медицину, то аскетизм и неприхотливость.

Но наиболее смешное объяснение «секрета» — так называемая тибетская диета, куда входят помидоры, болгарский перец, апельсины, рыба… в общем всё то, чего настоящие тибетские монахи в жизни не видели. Потому что на Тибете такое не растёт и не водится.

Однако, прежде чем гадать о причинах долголетия тибетцев, зададимся более простым вопросом:

А действительно ли тибетские монахи живут долго?

Проверить это проще простого. Нужно просто взять и проверить.

В Википедии мы с лёгкостью найдём продолжительность жизни тибетских далай-лам, — главных лиц в наиболее известной школе буддизма Гелугпа. Считается, что это наиболее святые, чистые, ведущие самый правильный образ жизни люди. К тому же они являются хранителями тайн тибетской медицины. Кому как не им жить долго, очень долго!

Но увы! Из таблицы видно,что реальность далека от наших ожиданий.

Таблица — продолжительность жизни далай-лам

Порядковый номер далай-ламыГоды жизниПрожил летПричина смерти
Далай-лама I1391—147483от старости
Далай-лама II1475—154166во время медитации
Далай-лама III1543—158845от болезни
Далай-лама IV1589—161627возможно, был отравлен
Далай-лама V1617—168265от старости
Далай-лама VI1683—170623при невыясненных обстоятельствах
Далай-лама VII1708—175749по естественным причинам
Далай-лама VIII1758—180446по естественным причинам
Далай-лама IX1806—18159из-за простуды
Далай-лама X1816—183721из-за слабого здоровья
Далай-лама XI1838—185618скоропостижная смерть
Далай-лама XII1857—187518от неустановленной болезни
Далай-лама XIII1876—193357по естественным причинам
Далай-лама XIV1935 —82жив
В среднем прожили
(среди всех лам)
43,5 лет
В среднем прожили
(только среди умерших по естественным причинам)
44,8 лет

Итак, в среднем далай-ламы жили 43,5 лет. Если отбросить троих, чья смерть не была вызвана старостью или болезнью (отравленного, умершего по невыясненным причинам, и скончавшегося во время медитации), получится чуть лучше — 44,8 года. Правда, нужно помнить, что нынешний далай-лама ещё жив, и средние цифры могут подрасти, но вряд ли сильно.

Не правда ли, получается маловато? Вряд ли кто-то из нас желает жить так же «долго».
44 с хвостиком года — это не предел наших мечтаний.

Но посмотрим дальше. Кроме далай-лам, есть информация по панчен-ламам. Это также уважаемые люди, рангом чуть ниже далай-лам. Слово «панчен-лама» переводится как «великий учёный». То есть, примитивно говоря, это «верховные мудрецы» в тибетском ламаизме.

Посмотрим, как обстоит дело с ними:

Таблица — продолжительность жизни панчен-лам

Имя панчен-ламыГоды жизниПрожил летПричина смерти
Khaichub Gêlêg Baisangbo1385—143853по естественным причинам
Soinam Qoigyi Langbo, Soinam Qoilang1438—150567по естественным причинам
Wênsawa Lobsang Toinchub1505—156863по естественным причинам
Lobsang Qoigyi Gyaicain1570—166292по естественным причинам
Lobsang Yêxê1663—173774по естественным причинам
Baidain Yêxê1738—178042от оспы
Dainbai Nyima1782—185371по естественным причинам
Dainbai Wangqug1854/1855-188228от неустановленной болезни
Tubdain Qoigyi Nyima, Gêlêg Namgyai1883—193754по естественным причинам
Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain1938—198950сердечный приступ
В среднем прожили
(среди всех лам)
59,5 лет
В среднем прожили
(без учёта умершего от оспы)
61,3 лет

Что ж, результаты уже лучше. Однако нужно понимать, что речь идёт об учёных, которые везде и во все времена живут достаточно долго. Впрочем, вряд ли многие из нас считают продолжительность жизни в 61 год заоблачной и такой, к которой нужно стремиться.

Кроме панчен-лам есть ещё так называемые Ганден Трипы, что-то типа верховных администраторов. Продолжительность их жизни вы можете сами найти здесь, но вряд ли приведенные там данные вас сильно изумят. Ничего особенного, совершенно.

А что же простые жители Тибета? Согласно имеющейся статистике, средняя продолжительность жизни тибетца находится в пределах 60-66 лет. А ещё сто лет назад она была менее 40 лет.

Что же всё это значит?

В любой статье, посвящённой мнимому долгожительству тибетских лам, приводится и перечень объяснений, почему тибетские монахи долго живут:

  • чистый воздух
  • строгий режим дня
  • правильное питание
  • отсутствие алкоголя и табака
  • большие физические нагрузки
  • обстановка покоя, тишины, гармонии
  • молитвенный/медитативный образ жизни

Тибетец-монах Палден Гьяцо в 80 лет

Что ж… всё это есть на самом деле, кроме одного — правильного питания. Питание тибетцев ужасно, и любого вменяемого диетолога оно способно привести в шок. Мало того, что Тибет сам по себе — очень скудная земля, так монахи ещё сами усугубляют ситуацию с питанием, съедая во время каждого приёма всего по одному блюду, состоящего из 1-2 ингредиентов, не считая воды.

При таком питании вообще чудо, что тибетцы умудрялись даже в былые времена доживать до 40 лет в среднем (впрочем, в Европе 19-го века эти цифры были ещё ниже). Вероятно, сказывался благотворный дух религиозного аскетизма, чистейшая природа Тибета и скромный нрав его обитателей.

Возможно, тибетские ламы и жили бы по 100 лет, если бы не их питание. Кстати, последний Далай-Лама, давно уехавший с Тибета в благодатную Индию, возможно и доживёт до своих 100 лет. Первый из всех далай-лам.

Вместо выводов

Почему же слухи о небывалом долгожительстве тибетских монахов так неистребимы? Почему многие люди охотно им верят, несмотря на явные нестыковки фактов и вымыслов?

Мы уверены, причина одна, — в обществе бытует мнение, что «раньше было лучше». Огромное количество людей уверены, что в прошлом люди питались лучше и здоровее (а монахи — это типичные люди из прошлого!). Что «натуральное питание» с ближайшей грядки является идеальным.

Но сухие факты говорят об обратном. Тибетские монахи живут меньше, чем толстяки из нью-йоркского Макдональдса. Потому что даже в биг-маке полезных веществ больше, чем в настоящей тибетской пище.

Читайте также:  Прайс-лист Морозовская детская городская клиническая больница в 4-м Добрынинском переулке - Москва
Ссылка на основную публикацию